16+
Суббота, 2 ноября 2024
  • BRENT $ 73.02 / ₽ 7084
  • RTS832.40
1 ноября 2024, 21:56 Общество

По бизнесу ударила волна сообщений о куртках с клопами, пирожных с гнилью и ядовитом зефире

Лента новостей

Ряд скандальных публикаций привел к проверкам Роспотребнадзора, закрытию производств и приостановкам продаж в крупных сетях супермаркетов. В каждом из случаев компании обвинения отвергают

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Новый скандал из уже тревожных масштабов череды скандалов а-ля «бритвы нашли в яблоках в школьной столовой» разгорелся в начале недели. Крупный телеграм-канал Baza обвинил кондитерскую фабрику в Москве в антисанитарии на производстве. Пост сопровождался видео из некоего помещения с ящиками размокших гниющих бананов, толстым слоем пыли на оборудовании и хаотично лежащими мешками с сахаром и мукой. Как утверждается, запись была сделана одним из сотрудников компании, уставшим от «адских условий работы». При этом датировать видео, подтвердить его подлинность или хотя бы установить, о каком именно бренде говорит создатель ролика, не представляется возможным.

В беседе с РБК упомянутая в посте компания назвала кадры постановочными и заявила о признаках «конкурентной борьбы». Фирма не отрицает, что на записи их помещение, но настаивает, что на момент съемки фабрика не функционировала, а продукция проходит все необходимые проверки. Но было поздно — в течение суток «Перекресток» и «Вкусвилл» сняли кондитерские изделия бренда с продажи на время проверок. «Вкусвилл» отмечает, что в августе во время аудита производства помещение фирмы выглядело совсем иначе.

Данные анализирует основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

Марина ПетроваМарина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «На видео показано предприятие, которое не функционирует, больше похоже на складское помещение, нежели на пищевое предприятие. На пищевом предприятии присутствует абсолютная чистота, и это ключевой момент для предприятия, которое работает в пищевой отрасли и производит продукты питания. Если говорить о производителях России, то, конечно, 99% — это добросовестные предприятия, которые выполняют все требования СанПиНа. Не потому, что это законодательство, а для того, чтобы выпускать вкусные и безопасные продукты питания на таком конкурентном рынке, как пищевой».

Это отнюдь не единственная подобная история даже за последний месяц. На этой неделе канал Mash написал о «клопах-вонючках» в партии курток известного бренда одежды, приехавшей в один из московских торговых центров из Казахстана. Как и в случае с гнилыми пирожными, подтвердить существование клопов не представляется возможным, а указанный в публикации ТЦ отверг обвинения в беседе с РИА Новости, однако пост успели прочитать более 800 тысяч человек, и Роспотребнадзор тут же объявил о проверке.

Еще одна репутационная бомба в середине октября попала в зефир другой московской кондитерской фабрики — каналы написали о сотнях жалоб покупателей с болями в животе, бренд все отрицает, но супермаркеты все равно останавливают продажи.

Чем может ответить на это бизнес? Рассказывает основатель юридической компании Future Legal Павел Катков:

Павел КатковПавел Катков основатель Future Legal, член Ассоциации юристов России «В российском праве существует такая конструкция, как иск о защите чести и достоинства. В случае распространения подобной информации и при условии, что эта информация не была ничем подтверждена, пострадавшие компании могут идти этим путем. Конечно, у них будут препятствия, в частности связанные с возможной анонимностью лиц, которые эту информацию выложили, то есть надо смотреть, известна ли личность этого блогера или это какой-то анонимный персонаж. Однако, если личность установлена, такой иск можно подавать. Такие споры есть, нельзя сказать, что их так же много, как споров об имуществе или о долгах, но они есть, и в Российской Федерации сложилась соответствующая судебная практика. Поэтому, если эта информация недостоверна, у компании есть все инструменты для защиты своего права».

Бизнес вправе защищаться от поклепов, но добиться восполнения убытков бывает непросто. По подсчетам RTM Group, в начале десятилетия доля удовлетворенных исков о защите деловой репутации не превышала 30%. Еще более наглядная ситуация с размерами компенсаций. Согласно исследованию, в 2021 году истцы суммарно заявили требования на 57 млрд рублей, а суды согласились взыскать лишь 75 млн, это около 0,1%.

И хотя голоса настоящих осведомителей помогают СМИ информировать публику и контролирующие органы о недобросовестных производителях, среди публикаций наверняка встречаются и случаи черного пиара, авторы которых нередко остаются безнаказанными.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию