16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
16 августа 2010, 20:08 Право

Потребители хотят охладить метро через суд

Лента новостей

Мещанский суд Москвы провел предварительные слушания по иску Общества защиты прав потребителей к московскому метрополитену из-за жары и шума на станциях и в поездах. Шансы на то, что иск будет удовлетворен в полном объеме, юристы считают незначительными

Общество защиты прав потребителей подало иск в суд к ГУП
Общество защиты прав потребителей подало иск в суд к ГУП "Московский метрополитен", который не обеспечивает пассажирам комфортную температуру в период аномальной жары. Фото: РИА Новости

Мещанский суд Москвы провел предварительные слушания по иску Общества защиты прав потребителей к московскому метрополитену из-за жары и шума на станциях и в поездах. Рассмотрение по существу назначено на 10 сентября. Шансы на то, что иск будет удовлетворен в полном объеме, юристы считают незначительными.

Иск к московскому метро Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) подало в самый разгар жары в столице, 21 июля 2010 года. Поводом послужили результаты двух проверок в подземке, выявивших сразу несколько нарушений. По данным контролеров из ОЗПП, температура воздуха на некоторых станциях достигала 32 градусов, а уровень шума в вагоне поезда на Арбатско-Покровской линии — 104 децибел. По санитарным правилам и нормативам, температура воздуха на станциях метро не должна превышать 28 градусов, а уровень шума — 70 децибел.

Представители ОЗПП обратили внимание и на выбоины в напольном покрытии на нескольких станциях: «Уступы между смежными изделиями достигают 3 мм. Это создает травмоопасную ситуацию для пользователей подземного транспорта», — добавили в ОЗПП.

Что касается температуры воздуха в подземке, то зафиксированные представителями ОЗПП 32 градуса — далеко не предел. 26 июля, в день, когда в столице был зафиксирован один из наиболее впечатляющих температурных рекордов за всю историю наблюдений — 37,4 градусов Цельсия,— на станции метро «Полежаевская» воздух прогрелся до 34 градусов.  

15 июля из-за острой сердечной недостаточности в московском метро скончались два человека. 16 августа, несмотря на то, что аномальная жара и густой дым покинули Москву, температура воздуха в метро по-прежнему превышала нормы СанПиНа. Согласно информации на сайте столичной подземки, самой жаркой станцией в понедельник стал «Речной вокзал», где температура составила 32,9 градуса.

Представители ОЗПП сообщили в ГУП «Московский метрополитен» о результатах проверки и через месяц провели повторную экспертизу, в ходе которой выяснилось, что зафиксированные нарушения так и не были устранены.

Теперь в суде ОЗПП просит признать действия метрополитена «противоправными в отношении неопределенного круга потребителей» и требует привести станции и сооружения в соответствие с нормами законодательства в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Накануне заседания в понедельник начальник пресс-службы «Московского метрополитена» Павел Сухарников сообщил BFM.ru, что официальная позиция компании по поводу иска потребителей была озвучена еще 26 июля руководством метрополитена и с тех пор не изменилась.

Дмитрий Гаев тогда назвал иск ОЗПП «абсурдным». «В таких тяжелых условиях, в которых находится Москва сейчас, надо здраво оценивать то, что есть», — цитировало Гаева агентство РИА «Новости». — Это то же, что подать в суд на то, что торфяники в Подмосковье горят. Человек использует то, что он имеет».

Павел Сухарников затруднился ответить на вопрос, была ли у метро возможность устранить нарушения, выявленные в ходе двух проверок ОЗПП. Дмитрий Гаев указывал, что существующие климатические системы метрополитена созданы с расчетом на климат средней полосы России, где температура самого жаркого летнего месяца обычно не превышает 23 градусов Цельсия, и говорил, что размещение кондиционеров на станциях «обойдется в миллиарды рублей».

Представители подземки после судебного заседания были недоступны для комментариев. Юрист ОЗПП Мария Свиридова, которая представляла общество на суде, рассказала BFM.ru, что ответчик отрицал сам факт нарушений, в частности, превышения уровня шума и повреждения напольного покрытия.

«Про высокие температуры в метро они [представители московского метрополитена — BFM.ru] говорят, что это форс-мажорные обстоятельства. Также они утверждали, что от пассажиров к ним не поступало ни одной жалобы», — рассказала Свиридова. Тем не менее, в ОЗПП надеются, что их победа в суде позволит пассажирам, почувствовавшим себя плохо из-за жары в метро, обращаться в суд за компенсацией.

Председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий настроен не так оптимистично. Иск вряд ли будет удовлетворен в полном объеме, по крайней мере, в суде первой инстанции, прогнозирует Линецкий, потому что это означало бы признание того, что пользоваться услугами подземки может быть опасно для жизни.

Юристы метрополитена, очевидно, будут акцентировать внимание на том, что некоторые станции строились еще до войны, поэтому системы вентиляции не рассчитаны на такие высокие температуры, то есть ссылаться на форс-мажор, прогнозирует Линецкий в беседе с BFM.ru. Даже в случае победы ОЗПП потребителям будет сложно выиграть дело в суде против метрополитена. Необходимо будет доказать причинно-следственные связи между плохим самочувствием и показателями микроклимата в метро, что, судя по российской практике, сделать очень сложно. Кроме того, в случае удачи, не стоит рассчитывать и на большие суммы компенсаций.

«Сумма компенсации будет складываться из двух частей: возмещения прямого ущерба и морального вреда. Во втором случае суммы крайне незначительны. В российской судебной практике они составляют, как правило, несколько десятков тысяч рублей. Компенсация в 100 тысяч рублей — редчайшие случаи», — отметил Линецкий.
 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию