16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
28 июля 2010, 11:52

Есть ли будущее у российских бюджетных авиакомапний?

Лента новостей

После массовой задержки рейсов и последовавшего конфликта с Росавиацией, «Скай Экспресс» сократил количество регулярных и чартерных рейсов

После массовой задержки рейсов и последовавшего конфликта с Росавиацией, один из двух российских лоукостеров — «Скай Экспресс» - сократил количество регулярных и чартерных рейсов.
При этом многие клиенты жалуются на то, что российские бюджетные авиакомпании часто на поверку оказываются не столь уж дешевыми.

Первые бюджетные авиакомпании в мире, так называемые «лоукостеры» появились в США в 1978 году после либерализации внутреннего рынка. В России это произошло гораздо позднее — в 2006 году, когда была создана авиакомпания «Скай Экспресс». В 2009 году в России появилась вторая компания — «Авианова». В начале своей деятельности «Скай Экспресс» проводила масштабные распродажи по 500 рублей за билет в одну сторону. Но скоро число подобных билетов сократилось до минимума, затем был введен топливный сбор. Сначала 500, затем 1000 руб. Сейчас его величина составляет 1150 рублей на рейсах из Москвы в Санкт-Петербург и Калининград и 1400 для более продолжительных рейсов. В России лоукостерам приходится очень нелегко поддерживать имидж дешевой авиакомпании. По сравнению с их европейскими коллегами. Говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий:

«У типичного европейского лоукостера продолжительность рейса около часа, часа с небольшим. Должны быть короткие дистанции, должны быть высокие пассажиропотоки на этих дистанциях. Плюс большое количество альтернативных аэропортов, т.е. конкуренция между аэропортами. В ряде европейских аэропортов, поскольку местные власти понимали, что возникновение пассажиропотока ведет к стимулированию бизнеса и аэропортового, и всякого другого, там некоторые ранние лоукостеры вроде получали отрицательные взлетно-посадочные сборы. Т.е. не они платили аэропорту, а аэропорт им доплачивал».

И все же, по мнению многих экспертов, в России бюджетные авиакомпании будут развиваться. Но происходить это будет иначе, нежели в Европе. Большие расстояния заставят их быть ближе к американской модели. Ну и конечно, очень важно развитие конкуренции. Один их крупнейших мировых лоукостеров — британский Easy Jet производит массу перевозок вне Великобритании. Например, регулярно летает из Лиона в Лиссабон. Венгерский Wizz Air совершает рейсы из Киева в Симферополь. То, что иностранные бюджетные авиакомпании придут на внутренний российский рынок в обозримом будущем — маловероятно, считает директор лондонской консалтинговой фирмы Alan Stratford & Associates Питер Форбс:

«Причин несколько. Работа бюджетных авиакомпаний регулируется рядом договоров. В Европе такое общее соглашение называется open sky — открытое небо. Россия в него не входит. Поэтому крупные низкобюджетные операторы, такие как Easy Jet и Ryan Air не могут войти на российский рынок. Также одной из сложностей может быть то, что сейчас бронирование полностью проводится только через Интернет. Но думаю, со временем они все-таки на российский рынок придут, но не на внутренние линии».

Сейчас на российском рынке присутствует около десятка иностранных бюджетных перевозчиков. В основном они летают из Москвы и Санкт-Петербурга в Европу. Однако цены на их полеты, как правило, вполне сопоставимы с ценами на эконом-класс регулярных компаний. В этом смысле единственным их достоинством, пожалуй, можно считать возможность покупки билета в один конец. С начала кризиса при планировании сложных маршрутов это часто декларируется лоукостерами как преимущество для организации бизнес-поездок. Но внимание — в этой трактовке не надо путать бизнес-поездки с бизнес классом…

Андрей Жвирблис
 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию