Железнодорожникам и парикмахерам обновили нормы
Лента новостей
С 1 августа вступит в силу пакет новых санитарных норм для железнодорожных перевозок, парикмахерских и жилья. Обновление норм — правильный шаг, но бесполезный. Роспотребнадзор практически не может контролировать их соблюдение
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко утвердил целый пакет новых санитарных норм — для железнодорожных перевозок, парикмахерских и жилых домов. Они вступят в силу с 1 августа этого года. Эксперты говорят, что обновление норм — правильный шаг, но Роспотребнадзор практически не имеет возможности их контролировать, в связи с тем, что ведомственные органы больше не могут кошмарить бизнес.
Санитарные нормы для парикмахерских, маникюрных и педикюрных кабинетов прописаны достаточно подробно. В педикюрном кабинете, например, должно быть две ванночки для ног, совмещенный кабинет для маникюра и педикюра должен быть площадью не менее 9 квадратных метров, синтетический пеньюар в парикмахерских — «применяться только с чистой хлопчатобумажной салфеткой или одноразовым подворотничком». В помещениях, где расположены солярии, температура воздуха должна составлять 18–24 градуса.
Отдельно прописано, что нужно делать с вшивыми клиентами: если парикмахер выяснил, что его клиент болен педикулезом, то ему предписано «прекратить манипуляцию и направить клиента в специализированное учреждение (санитарный пропускник) для проведения противопедикулезных мероприятий и консультации». Инструменты и белье необходимо тщательно дезинфицировать. Также уточняется, что наличие грызунов и бытовых членистоногих (насекомых, клещей) во всех основных и подсобных помещениях парикмахерских не допускается. Санитарные правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.
То, что санитарные правила разрабатывают и обновляют в соответствии с новыми реалиями — это правильно, но проблему контроля это не решит. Эти нормы и раньше существовали, но неоднозначно трактовались, и были более расплывчатыми. Теперь же произошла конкретизация формулировок, указывает BFM.ru председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Но проблему низкого качества сервиса это не решит.
«У Роспотребнадзора нет фактически никаких эффективных контролирующих функций, о чем они [представители ведомства] сказать не могут, поскольку являются государственным органом и не хотят высказывать критику в адрес нашего правительства, — говорит Аншаков. — С изменениями в законодательстве, которые проводились под лозунгом «хватит кошмарить бизнес», деятельность контролирующих органов фактически сведена к нулю, к откровенной профанации».
Лозунг «хватит кошмарить бизнес» был выдвинут Дмитрием Медведевым еще летом 2008 года. В результате, с 1 мая 2009 года вступил в силу закон, ограничивающий число проверок бизнеса со стороны профильных организаций. Проверка документов не должна превышать 20 рабочих дней, срок проведения проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства должен быть не более 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий в год. Внеплановые проверки возможны только с санкции прокурора. А результаты проверки, проведенной государственным органом с грубыми нарушениями, не будут являться доказательствами нарушений предпринимателей. С проверкой органы могут прийти не чаще, чем три раза в год, при этом предупредив о своем визите за три дня, уточняет Аншаков. «Предприниматель, узнав, что через три дня к нему придут с проверкой, приводит свое предприятие в идеальное состояние, ждет проверяющих. Они к нему приходят, составляют акт, что все хорошо. Как только они уходят, он может опять выставлять бракованные товары на полки, за санитарными нормами не следить. Контролирующая деятельность полностью парализуется в государстве», — говорит эксперт.
Для строителей и железнодорожников Роспотребнадзор прописал отдельные нормативы. Они запрещают на территории дворов жилых зданий размещать любые предприятия торговли и общественного питания — палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянки общественных организаций. Прописаны нормативы по озеленению и солнечному освещению квартир, а также ограничения по перепланировке квартир. Запрещено, к примеру, располагать ванные комнаты и туалеты непосредственно над жилыми комнатами и кухнями за исключением двухуровневых квартир. Нельзя устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат, за исключением входа из спальни в совмещенный санузел при условии наличия в квартире второго туалета. Имеется в нормах и ряд других ограничений.
Подробными получились нормы и для железнодорожников. Взять, к примеру, пассажирские сиденья в вагонах поездов — они не должны иметь острых выступающих углов. Вагоны поездов дальнего и пригородного следования необходимо охлаждать летом и, наоборот, нагревать зимой с помощью кондиционеров перед подачей на перрон. Причем правилами оговорены предельные перепады температуры для разных регионов. А еще в поездах должны быть установлены информационные табло, автоматически включающиеся при выходе из строя туалетов.
Что касается климатических условий в поездах, то только примерно половина из них сейчас оборудована кондиционерами, но новые санитарные нормы не коснуться уже имеющегося парка РЖД, полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. «Нормативам будут соответствовать только поезда, сделанные на Тверском вагоностроительном заводе. Однако основная часть подвижного состава соответствует только старым нормативам», — говорит BFM.ru Николаев. Отметим, за первые 6 месяцев этого года «Федеральная пассажирская компания» — дочка РЖД — приобрела 258 пассажирских вагонов на 7 млрд рублей, из них большая часть, 223, плацкартные.
«Вряд ли в ближайшее время весь парк РЖД будет соответствовать новым нормам Роспотребнадзора», — признает Николаев.
Добавим, недостатки подвижного состава РЖД уже стали причиной для судебных разбирательств. После катастрофы «Невского экспресса» Госжелнадзор предписал запретить эксплуатацию вагонов, входивших в состав поезда. По одной из версий, большое количество пострадавших при крушении «Невского экспресса» — тогда погибли 28 человек, были ранены более 90 — объяснялось тем, что вагоны поезда имели конструктивные недостатки, в частности, крепление сидений к полу было недостаточно прочным. РЖД пытались оспорить это решение в судах нескольких инстанций. 22 июня девятый арбитражный апелляционный суд Москвы оставил решение о запрете в силе.