16+
Четверг, 23 мая 2024
  • BRENT $ 81.68 / ₽ 7367
  • RTS1203.60
22 июля 2010, 08:36

Nord Stream поднимет сокровища со дна Балтики

Лента новостей

Пока экологи протестуют против прокладки газопровода NordStream по дну Балтийского моря, археологи готовятся к находкам. Они ждут, что со дна поднимут десятки затонувших судов и других свидетельств истории

В результате работ над масштабным проектом Nord Stream со дна будут подняты десятки затонувших судов и других исторических артефактов. Фото: AP
В результате работ над масштабным проектом Nord Stream со дна будут подняты десятки затонувших судов и других исторических артефактов. Фото: AP

Пока экологи протестуют против прокладки газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, археологи готовятся к находкам. В результате работ над масштабным проектом со дна будут подняты десятки затонувших судов и других исторических артефактов, пишет германское издание Der Spiegel.

В начале сороковых годов ХХ века инженеры Третьего Рейха провели в Балтийском море ряд испытаний с противокорабельной управляемой ракетой Henschel HS 293. Но испытания оказались неудачными. Сейчас, через 70 лет, одна из таких ракет весом около 1 тысячи килограммов была найдена при постройке газопровода, который соединит Германию и Россию. С помощью крана ракету достали со дна Балтийского моря около германского городка Лубмин (Мекленбург, Передняя Померания).

Дно Балтийского моря усеяно останками тысячелетий морской торговли и следами десятков войн. Одна из самых опасных находок со дня моря — химические гранаты со второй мировой войны: с учетом ржавчины, которая могла покрыть их за все прошедшие годы, они могут быть смертельно опасны. Как правило, такие снаряды специалисты взрывают под водой, остальные остатки разбираются на острове Узедом.

Частично работу с историческими находками на дне Балтийского моря оператор проекта Nord Stream вынес в отдельный социальный проект «Подводное наследие — морская археология». «Проект посвящен изучению и описанию обломков кораблей датско-любекского флота, затонувших во время Семилетней войны (XVI век) вблизи шведского острова Готланд, расположенного в самом центре Балтийского моря», — говорится на сайте Nord Stream.

Такое бережное отношение к артефактам со стороны строителя NordStream, мажоритарием которого является российский газовый монополист «Газпром», вызвано не только стремлением сохранить реноме. По Конвенции ООН по морскому праву, археологические и исторические находки в международных водах должны быть защищены и сохранены.

А для археологов Балтийское море — настоящий кладезь, сохранивший многие ценные предметы. Так, в конце прошедшей недели дайверы из Швеции, исследовавшие затонувшие корабли в Балтийском море, нашли 30 бутылок шампанского XVIII века. Напиток после более двух веков под водой стал темно-золотистого цвета, он с запахом табака, винограда, дуба и меда. Об этом сообщила энолог Элла Гросснер Кромвелл-Морган, которой довелось отведать древний напиток, более сладкий, чем принято по стандартам сегодняшнего дня. Эксперт пребывает в полном восторге от своего опыта и говорит, что ей постоянно приходиться щипать себя за руку, чтобы убедиться в том, что это не сон.

Как предполагают археологи-любители, они наткнулись на остатки судна, которое везло груз в Санкт-Петербург. По данным The Daily Telegraph, скорее всего, в бутылках разлит напиток, который впоследствии стал известен, как «Вдова Клико». Предполагается, что король Людовик XVI мог отправить партию шампанского российскому императорскому двору. Эксперты говорят, что на аукционе такая находка может быть продана за миллионы долларов. До сего момента самым древним, пригодным к употреблению шампанским считалось Perrier-Jouet 1825 года; его опробовали эксперты в прошлом году.

За последние десять лет на дне Балтийского моря было найдено несколько сенсационных предметов. Среди нашумевших находок — ближнемагистральный самолет DC-3, шведский самолет-шпион. Он пропал 13 июня 1952 года. Его сбил советский истребитель, а затем экипаж из 8 человек вместе с самолетом пропали над Балтикой. По анализу ДНК, экспертам удалось идентифицировать их останки в 2003 году.

Еще через три года сотрудники польской нефтяной компании Petrobaltic во время буровых работ наткнулись на обломки единственного нацистского авианосца «Граф Цеппелин». Таким образом, было раскрыто, что стало со знаменитым, но неоконченным проектом гитлеровского флота. Эта находка развенчала предположения о том, что судно затонуло из-за того, что его перегрузила Красная армия. На самом деле, 260-метровый «Цеппелин» был затоплен у польских берегов, примерно в 55 км от порта Владыславово.

Подготовка к строительству газопровода принесет археологам новый урожай громких находок. Так, сотрудники Nord Stream уже нашли около 70 затонувших кораблей в территориальных водах стран Балтии в коридоре всего в 125 метров.

«Это огромное благо для археологии», — не нарадуется координатор проекта Германского океанографического музея Томас Фёрстер. Сам он уже поучаствовал в извлечении со дна морского хорошо сохранившегося торгового корабля 14 века неподалеку от острова Пёль. Также ученым удалось «спасти» один из 20 кораблей, которые были затоплены у входа в залив Грайфсвальд во время Великой Северной войны (1700-1721 годы). Специально затопленные корабли должны были блокировать водный путь к острову Рюген и порту Штральзунда союзным судам Пруссии, Дании и Саксонии.

К северу от Лубмина водолазы наткнулись на странный объект. По виду, это была не бомба — из грязи выступало нечто чугунное, напоминающее пузатую печь. Это оказался очень хорошо сохранившийся в иле корабль. Лишь отдельные его части пострадали во время пожара, возникшего от чугунной печки более 200 лет назад. К сожалению, этой находке не стать туристическим экспонатом: ее будут хранить под водой в песке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию