Поставки иммуноглобулина для беременных значительно сократились
Лента новостей
Они уменьшились на 70% по сравнению с прошлым годом, это данные RNC Pharma. Причины — нехватка сырья и удорожание производства
В России сократились поставки иммуноглобулина для беременных, сообщили РБК два из четырех крупнейших поставщиков препарата на российский рынок. Он производится из донорской плазмы человеческой крови и нужен беременным, чей резус-фактор отличается от резус-фактора ребенка.
За первые полгода российский рынок получил около 48 тысяч упаковок, что на 71% ниже прошлогодних показателей, подсчитали специалисты компании RNC Pharma. Всего в России зарегистрировано шесть препаратов антирезусного иммуноглобулина.
Почти половину рынка в прошлом году занимал итальянский «Иммуноро Кедрион». Еще треть приходилась на израильский «Камроу», 14% поставила международная компания CSL Behring — производитель препарата «Резогам Н». На российский препарат от Ивановской областной станции переливания крови приходилось менее 4,5%.
Уменьшение поставок связывают с резкой нехваткой сырья из-за пандемии ковида, во время которой резко сократился сбор плазмы, необходимой для создания лекарства, а также с удорожанием производства. Комментирует директор по развитию аналитической компании RNC Рharma Николай Беспалов:
— Очень серьезное снижение [поставок] препаратов иммуноглобулина. И на территории нашей страны объемы производства по большому счету очень незначительные, и перекрыть это снижение поставок зарубежных препаратов мы сейчас не можем, то есть мы технически не сможем быстро обеспечить себя собственным препаратом. Поэтому здесь нужно искать варианты возобновления поставок с альтернативными компаниями на мировом рынке. Ситуация, к сожалению, сейчас если не критическая, то близка к критической, потому что того объема запасов, которые есть сейчас в товаропроводящей сети, хватит в лучшем случае на три-четыре, может быть, максимум пять месяцев, а дальше, учитывая, что объемы поставок упали, ситуация может очень серьезно усугубиться. Проблемы, возможно, носят технический характер, потому что касаются практически всех поставщиков за редким исключением.
— А российские аналоги?
— К сожалению, сейчас мы имеем то, что имеем, быстро развернуть производство точно не получится. Наверное, отдельные производители имеют возможность возобновить и нарастить объемы выпуска, но в любом случае это региональную проблему не улучшит, по крайней мере в ближайшие год-два. Так что здесь в любом случае нужно искать что-то на мировом рынке, возможно, в Китае, в других регионах, но, опять же, если текущие поставщики по каким-то причинам не смогут выполнять свои обязательства.
По данным системы мониторинга движения лекарств ЦРПТ на 5 августа, на территории России оставалось около 65 тысяч упаковок антирезусного иммуноглобулина. Годовая потребность — 200-210 тысяч упаковок. По статистике, резус-сенсибилизация — конфликт между иммунной системой матери и эритроцитами плода — возникает у 1-1,5% беременных. Говорит врач-гинеколог Тамара Мальцева:
— Я всегда применяла импортные варианты иммуноглобулина в ситуации с резус-конфликтом. Сам по себе препарат крайне необходим. Раньше, во времена еще наших бабушек, то есть это было не так давно, если были резус-отрицательная женщина и резус-положительной партнер, это часто заканчивалось тем, что женщина могла выносить максимум одну беременность. Если, к примеру, она в первую беременность делает аборт, то все, больше у нее не могло быть детей, так как подключался резус-конфликт. Если было невынашивание, все, после одной неудавшейся беременности женщина уже не могла иметь детей. В редких случаях даже на шестой-седьмой неделе подключается этот конфликт, и очень важны иммуноглобулины в самом начале. То есть с приходом иммуноглобулинов в нашу жизнь, если у самой женщины резус-отрицательная группа крови, то неважно, какой у нее партнер, у нас есть решение на рынке медицинских препаратов. Я надеюсь, что с нашими препаратами мы тоже справимся с этой ситуацией. Я как человек, который стажировался в Германии и наблюдал технологии, знаю, что в нашей медицине очень много классного, то есть где-то мы даже обгоняем зарубежные страны — Америку, Германию, Израиль. Я сталкивалась с такими пациентами, у нас помощь оказывалась лучше. Что касается препаратов, иногда бывает такая ситуация, что наши препараты имеют худшую очистку, то есть могут быть побочные эффекты в формате аллергических реакций, но мы знаем, как с ними справляться. И если эти побочные эффекты будут часто возникать, я думаю, препарат пройдет модернизацию и все будет хорошо.
— А на ребенке это никак не отражается?
— Нет. Там мягкие аллергические реакции, это может быть более плохое самочувствие, большая необходимость побыть в стационаре, может быть, не прийти на пару часов, а лечь на несколько дней. Классический иммуноглобулин вводится только в стационаре, тут, может быть, будет требоваться более активная помощь, например физраствор, то есть раствор, который восполняет кровь, будет вводиться чуть чаще. Но грубых реакций, я думаю, не будет.
Согласно информации госреестра, в феврале 2024 года Минздрав зарегистрировал новую цену на препарат «Иммуноро Кедрион» по процедуре, предусмотренной на случай дефицита препарата или его предупреждения. Стоимость лекарства увеличена почти в два раза — с 2,7 тысячи рублей до 4,3 тысячи рублей, что может увеличить поставки препарата во второй половине 2025 года. Препарат входит в список жизненно необходимых. В аптеках сейчас его нет в наличии. Последняя цена в сети «Ригла» — 3356 рублей.