16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1127.46
26 мая 2023, 16:53 Право

«Что им еще предстоит претерпеть?» Суд отправил в колонию обидчиков Марии Баталовой

Лента новостей

Однако приговор намерены обжаловать и осужденные, и представитель потерпевших. Последние заявили, что боятся актрису Наталию Дрожжину, которой суд дал условный срок

Мария Баталова, дочь народного артиста СССР Алексея Баталова.
Мария Баталова, дочь народного артиста СССР Алексея Баталова. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор по делу о мошенничестве с наследством народного артиста СССР Алексея Баталова. Юрист Михаил Цивин и нотариус Дмитрий Бублий получили реальные сроки в пять лет лишения свободы каждый. Третьей фигурантке — в прошлом актрисе Наталии Дрожжиной — суд назначил четыре года лишения свободы условно. Исходом дела остались недовольны и защита, и потерпевшие.

Увидеть развязку нашумевшего дела признанные потерпевшими дочь актера Мария Баталова и ее мать, 87-летняя Гитана Леонтенко, приехали лично. Первая с рождения страдает ДЦП, не может самостоятельно передвигаться и не способна говорить. Поэтому Марию Баталову в суд доставили на инвалидной коляске на такси.

Находящиеся под запретом определенных действий Наталия Дрожжина и Дмитрий Бублий быстро протиснулись сквозь толпу журналистов, которые заполнили все пространство перед входом в здание суда. Дрожжина, ожидая реальный срок, пришла с собранной для СИЗО сумкой. Второй, напротив, вещи брать не стал.

Оглашая вводную и резолютивную части приговора, судья Ольга Багрова назначила Дмитрию Бублию и Михаилу Цивину реальное наказание в пять лет заключения в колонии общего режима каждому. Нотариуса взяли под стражу в зале суда. Суд запретил ему после выхода из колонии в течение двух лет заниматься профессиональной деятельностью.

Арестовывать Михаила Цивина не пришлось, его отправили в СИЗО еще 18 апреля, когда он отказался сообщить суду местонахождение жены, дважды не явившейся на заседания (защита утверждала, что Дрожжина находится на лечении после перенесенных инсультов и ее супруг не хотел, чтобы жену беспокоили в больнице).

Саму Дрожжину судья приговаривать к реальному наказанию не стала, дав ей четыре года заключения условно, по всей видимости, учтя пожилой возраст и состояние здоровья женщины.

Афера с недвижимостью и деньгами

Цивин и Дрожжина были признаны виновными в мошенничестве в особо крупном режиме (ч. 4 ст. 159 УКРФ), а Бублий — в пособничестве в совершении этого преступления (ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 159 УК РФ). Супруги вину не признали. Бублий же согласился с обвинением частично, признав вину только в злоупотреблении полномочиями нотариуса (статья 202 УК РФ). Однако дело по этой статье было прекращено еще в начале разбирательства за истечением срока давности.

Согласно материалам дела, в сентябре 2019 года 85-летняя вдова Алексея Баталова Гитана Леонтенко, действуя от имени 52-летней дочери Марии Баталовой, у которой с рождения первая группа инвалидности, подписала по доверенности три договора пожизненного содержания дочери. В соответствии с ними дочь актера передала Наталии Дрожжиной в собственность студию отца в доме № 2 на улице Серафимовича общей площадью 21,6 квадратного метра, одну треть доли в пятикомнатной квартире в том же доме (общая площадь жилища составила 104,7 квадратного метра), а также квартиру в 1-м Самотечном переулке площадью 54,7 квадратного метра.

Следствие пришло к выводу, что Леонтенко обманули при подписании договоров ренты. Престарелая женщина позже заявила, что подписывала очень много документов, которые приносил ей муж Дрожжиной, юрист Михаил Цивин. Однако их значение он ей не разъяснил. По просьбе последнего нотариус Бублий заверил договоры ренты в нарушение установленной процедуры — без присутствия Леонтенко.

СК выяснил, что пара завладела не только имуществом, но и деньгами потерпевших, сняв в 2019-2020 годах с расчетных счетов в трех банках в общей сложности более 20 млн рублей.

«Забывчивая» вдова?

В ходе процесса Цивин и Дрожжина списывали все на забывчивость Леонтенко, вызванной пожилым возрастом и деменцией. Так, по словам защищавшего Цивина адвоката Вячеслава Макарова, в свое время Дрожжина по доверенности Леонтенко с ее согласия сняла со счетов в Райффайзенбанке 107 тысяч долларов и отдала их женщине. «Перед этим сотрудница банка звонила Леонтенко и просила разрешение на совершение этих действий», — заявил Business FM адвокат. Он добавил, что психиатрическую экспертизу Леонтенко так и не провели, и, по его словам, получение женщиной денег от Дрожжиной якобы подтверждал один из ее друзей (потерпевшая это отрицает. — Business FM).

Макаров назвал «незаконным, жестоким» и приговор суда и сразу после его оглашения успел подать краткую апелляционную жалобу. «Ни Цивин, ни Дрожжина, ни Бублий не виновны в том, что им инкриминировало следствие. Никакого хищения они не совершали, имущество Баталовой они не присваивали, — заявил защитник. — К сожалению, мы видим, чем это заканчивается, когда оказывается благотворительная помощь не совсем здоровым людям. Здесь, наверное, государству что-то надо менять, как-то контролировать этих людей».

Накануне приговора Вячеслав Макаров заявил Business FM, что дело расследовалось с множеством нарушений. По его мнению, дело против супругов Цивиной и Дрожжиной было сфабриковано. При этом в их преследовании были заинтересованы некие люди, появившиеся во время пандемии, «которые сами хотели управлять имуществом Баталовой». Теперь они представляют интересы потерпевших, сказал адвокат.

Так или иначе в 2021 году по иску прокуратуры Замоскворецкий суд признал недействительными договоры пожизненного содержания, заключенные с Дрожжиной, и вернул имущество дочери актера.

Два завещания?

Возмущался приговором и адвокат Дмитрия Бублия Анатолий Клейменов. «Направляя дело в суд, следствие прекрасно понимало, что обвинение в «пособничестве в мошенничестве» вменено Бублию излишне», — сказал он. По мнению защитника, приговор суда идет вразрез судебной практики, которая «говорит, что нотариус в подобных случаях несет ответственность только за злоупотребление полномочиями». Вину по этой статье Бублий признал, напомнил защитник. Он назвал назначенное его клиенту наказание в пять лет колонии «жестким и необъяснимым».

Клейменов также сообщил, что по просьбе подзащитного намерен требовать, чтобы МВД возбудило уголовное дело в отношении 87-летней вдовы актера Гитаны Леонтенко в связи с фальсификацией документов при вступлении в наследство. Он утверждает, что согласно материалам дела, вдова артиста ранее представила нотариусу недействительное завещание, подписанное ее мужем в 1978 году, где он все имущество оставил ей. «При этом она скрыла тот факт, что в 2000 году актер составил новое завещание в пользу дочери. Именно Мария Баталова должна была получить все. Я удивлен, что суд не вынес частное определение в адрес Леонтенко», — заявил адвокат.

Потерпевшие после процесса заявили, что до сих пор боятся подсудимых и, в частности, оставшейся на свободе Наталии Дрожжиной. «Вам покажется это смешным, но Маша боится, что та будет ей мстить, а я боюсь за Машу. Мы боимся этих людей», — сказала журналистам Гитана Леонтенко, которой в этом году исполнится 88 лет.

Расплата

Представлявшая интересы потерпевших юрист Татьяна Киреенко опровергла Business FM наличие второго завещания, отметив, что никаких данных о его наличии в наследственном деле и нотариальной базе нет. Журналистам она рассказала, что, уже «будучи на скамье подсудимых, Цивин и Дрожжина продолжали «забрасывать исками» женщин. При этом Дрожжина до сих пор не вернула Марии Баталовой 480 тысяч рублей, которые получила за аренду принадлежащих дочери актера помещений, сдачей которых занималась. «Кроме того, они хотели через суд забрать две комнаты, которые Дрожжина приобрела на деньги Марии Баталовой. Что им [родственникам артиста] еще предстоит претерпеть?» — задается вопросом юрист.

Стоит отметить, что потерпевшие в рамках уголовного дела заявили иски о возмещении морального вреда на сумму 2,5 млн рублей (они просили взыскать по 500 тысяч рублей с каждого из фигурантов). Суд удовлетворил их частично, обязав осужденных в солидарном порядке выплатить Леонтенко и Баталовой 1,2 млн рублей в качестве моральных издержек. Также они возместят им расходы на представителя и проведение экспертизы на сумму 650 тысяч рублей.

Татьяна Кириенко отметила, что всего Цивин и Дрожжина смогли «необоснованно обогатиться» за счет наследниц Баталова на 28 млн рублей. «На сегодняшний день ни Дрожжина, ни Цивин не перечислили на счета Леонтенко или Баталовой деньги, которые суды их обязали вернуть, всего на общую сумму около 28 млн рублей», — рассказала она. Юрист отметила, что «это не конец» и в настоящее время представители потерпевших намерены добиваться выплат этой суммы за счет имеющегося у Цивина и Дрожжиной имущества, на которое наложен арест. По сведениям юриста, пара владеет двумя квартирами только в районе Кутузовского проспекта и еще одной в другом районе столицы. Все это имущество записано на Михаила Цивина. Дрожжина же владеет только комнатой в коммуналке, пояснила Татьяна Киреенко.

Представители потерпевших заявили, что намерены обжаловать приговор суда в части назначения Наталии Дрожжиной условного срока. «Именно Дрожжина оформила на себя три объекта недвижимости, и большую часть денег [с банковских счетов] сняла Дрожжина», — сказала Татьяна Киреенко.

На подачу апелляции сторонам дается 15 дней.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию