16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.43 / ₽ 8250
  • RTS1163.50
31 января 2023, 03:18 Право

Москвич отсудил деньги у бизнес-коуча за непонравившийся онлайн-курс

Лента новостей

Столичное управление Роспотребнадзора заставило владельца ИП вернуть деньги клиенту, недовольному качеством коучинга. Учащийся курса, таким образом, достиг почти всего, что обещал этот курс. Его ждал успех в суде, кейс попал в СМИ, а выплаты по решению суда превысили затраты на обучение

Фото: Elnur / Фотобанк Лори

Москвич, чье имя в сообщении Роспотребнадзора не фигурирует, купил обучающий онлайн-курс о том, как запустить успешный бьюти-проект. Коуч, то есть организатор и педагог, обещал все в одном флаконе, а именно что знания и навыки, полученные в ходе обучения, помогут найти щедрых клиентов, поднять самооценку, обрести успех, известность и гармонию в личной жизни.

На обретение неких особых знаний клиент потратил 108 тысяч рублей. А когда понял, что продукт абсолютно не соответствует обещанному и ничего нового он для себя не узнал, обратился в ИП с претензией. На которую ему не ответили.

После этого москвич пошел в Роспотребнадзор, а ведомство — в суд. В итоге вместо потраченных 108 тысяч он получил 130 тысяч рублей. В эту сумму вошли как расходы на обучение по договору, так и моральный вред, штраф и другие выплаты.

В ковидный и постковидный период в России выросли как запросы на онлайн-обучение, так и предложение таких услуг, а также цены на них, отмечает первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. При этом особых рычагов контроля или ответственности для недобросовестных коучей в законодательстве не предусмотрено, добавляет Лантратова:

Яна Лантратова первый замглавы комитета Госдумы по просвещению «За безобидными курсами порой скрывается очень опасная, в том числе финансовая, пирамида. И ответственность никто не несет за тот урон, который могут получить люди, прослушав этот курс. Порой не только денежный урон. Мы встречались с коллегами из Роспотребнадзора, из МВД, из прокуратуры и профильных ведомств, чтобы обсудить эту историю. Мы сейчас возобновляем эту тематику, мы будем собирать людей и продумывать, как будем изменять законодательство, чтобы максимально защитить людей и дать им и правоохранительным органам инструменты борьбы с этим явлением: зачастую у нас не хватает правовой базы, чтобы наказать виновных».

Дутые курсы могут стоить довольно больших денег. Психология клиента такая: раз дорого, значит, эффективно, работает, констатирует известный психотерапевт и писатель, кандидат психологических наук, автор книг по практической психологии Ольга Арнольд:

Ольга Арнольд психотерапевт и писатель, кандидат психологических наук, автор книг по практической психологии «Я советую, прежде чем идти на какие-то курсы, узнать про организаторов как можно больше. И желательно посмотреть отзывы. На нормальных сайтах с отзывами есть какие-то замечания. Отзывы, которые пишут сами организаторы, такие: «Ах, совершенно замечательно! Я совершенно все успела!»

В какой-то степени предотвратить проблему можно, внимательно прочитав договор оказания услуг. Важно, чтобы плата взималась не за доступ к ресурсу и не за носитель информации, а именно за образовательную услугу, которая должна быть подробно описана. И лучше, чтобы образовательный курс был разбит на модули. Это облегчит недовольному клиенту хотя бы частичный возврат, отмечает руководитель правозащитной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов:

Олег Павлов руководитель правозащитной организации «Общественная потребительская инициатива» «Потребители не всегда осведомлены о своих правах. Они, к сожалению, не всегда знают, что закон позволяет в любой момент отказаться от услуг, в том числе от образовательных услуг, и потребовать возврат неиспользованной части суммы. А если, например, было нарушено их право на получение достоверной информации до заключения договора, они могут требовать возврат денег не за оставшуюся — неиспользованную, непрослушанную — часть курсов, а за весь этот учебный процесс, который был оплачен. Нужно не бояться, нужно защищаться. Причем не всегда для этого нужен Роспотребнадзор: достаточно просто немножко разобраться в вопросе — и можно самостоятельно обращаться в суды».

Кстати, если недовольный клиент решит сам обратиться с заявлением в суд, ему не нужно платить пошлину. Более 80% решений по делам, связанным с нарушением прав потребителей, суды выносят в пользу граждан.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию