16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
19 июля 2022, 12:42 ФинансыЦБ

Кувалдой по микроскопу: надо ли сейчас менять определение компаний малого и среднего бизнеса. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

ЦБ предложил поменять подход к определению компаний в разряд МСП, что предполагает сокращение реестра. Это тема, которая не кажется актуальной для российской новой реальности, отмечает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Желание Банка России радикально поменять определение компаний малого бизнеса с чисто финансовой точки зрения понятно: раздавать льготные государственные кредиты тем, кто вроде бы в них не нуждается, не хочется. Но проблема в том, что в нынешней ситуации, до ее коренного изменения скорее в политическом, чем в экономическом смысле, государство в любом случае останется едва ли не единственным инвестором и кредитором бизнеса, а уменьшение числа компаний МСБ по формальным признакам точно не сделает нашу экономику сильнее.

Банк России решил заняться темой, которая не кажется актуальной для нашей новой реальности, где идея пиратской вольницы вроде параллельного импорта причудливо сочетается с активными разговорами о мобилизационной экономике и «технологическом суверенитете», испытанными на практике в советские времена и с треском провалившимися вместе со страной. В ЦБ хотят изменить критерии отнесения компаний к малому бизнесу.

Замысел регулятора таков: убрать из реестра МСП компании с активами и кредитной нагрузкой, превышающими 8 млрд рублей. При этом ЦБ предлагает ограничить общий объем кредитов с господдержкой для МСП суммой 2 млрд рублей. И, пожалуй, теоретически самое разумное из этих предложений — не считать малыми предприятиями те, которыми владеют крупный бизнес и банки (такие предприятия банки и крупные компании открывают для части своих побочных бизнесов и проектов, чтобы уменьшить налоговую нагрузку). Банк России предлагает уменьшить допустимую долю владения малыми компаниями со стороны крупных с нынешних 49% до 20%. Хотя понятно, что при желании это ограничение легко обойти, если другими владельцами маленькой фирмы станут физлица, связанные с крупными банками и компаниями. У банка юридически будет меньше 20%, а на самом деле может оказаться даже больше 49%.

Свое решение заняться вроде бы не самой горячей по нынешним временам темой изменения реестра компаний малого и среднего бизнеса ЦБ объясняет тем, что хотя кредиты имеют всего 6% таких компаний, но 25% всей их задолженности приходится как раз на связанные с банками и крупным бизнесом.

Главный минус затеи ЦБ — ее несвоевременность. Большинству компаний МСБ кредиты либо все равно недоступны, либо предприниматели не хотят их брать. Что касается «матрешек» из малого бизнеса, которыми владеют крупные компании или банки, гораздо важнее то, как работают эти пусть даже «квазималые» компании. И способны ли они платить по кредитам. В России и так в последние 10-15 лет шло стремительное огосударствление экономики. Сейчас и так государству придется стимулировать экономическую активность в стране финансовыми вливаниями, причем даже не только льготными кредитами, но и конкретными инвестициями в конкретные проекты без всякой уверенности в их окупаемости.

Главным критерием, по которому компания МСБ считается малым бизнесом, пока вполне может оставаться способность этой компании работать, зарабатывать прибыль и платить зарплату работникам, не нарушая закон. По данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, всего за четыре месяца — с марта 2022 года, когда против России начали вводить беспрецедентные санкции, по июнь — в нашей стране и так уже закрылось 113,5 тысячи коммерческих компаний. А появилось за это время всего 78,6 тысячи новых фирм: так что убыль бизнесов в стране идет естественным путем, и вряд ли стоит искусственно подгонять этот процесс.

Принцип «работает — не трогай» кажется лучшим при оценке агентов бизнеса почти всегда, но особенно во времена того, что на языке российских чиновников, в том числе самого ЦБ, называется «трансформацией российской экономики». В конце концов, никто не мешает правительству и ЦБ в партнерстве с банками тщательно отбирать тех, кто претендует на льготные кредиты, если есть опасения дать эти деньги «не тем» компаниям. Льготные кредиты — точно не главная проблема и не главная угроза стабильности российской экономики.

К идее изменения определения компаний малого бизнеса вполне можно вернуться тогда, когда экономическая ситуация в стране станет более понятной и предсказуемой. Говоря совсем просто — после окончания специальной операции в зависимости от ее экономических последствий для России.

Задача монетарных властей в нынешней ситуации — создать все возможности для бизнесов существовать в любой максимально удобной им форме. Устраивать чемпионат России по внутренним ограничениям в условиях, когда Россия — абсолютный чемпион мира по внешним, — точно не самое своевременное и полезное занятие.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию