16+
Суббота, 13 августа 2022
  • BRENT $ 98.01 / ₽ 5940
  • RTS1116.32
4 июля 2022, 07:22 Политика

Пойдет ли Еврокомиссия хотя бы на частичные уступки Москве и Берлину по Калининграду? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Создается впечатление, что во время обсуждения санкций в ЕС никто особенно не вникал в тонкости калининградского транзита, а целились в европейские грузоперевозки, но потом Вильнюс запросил разъяснений и получил их в буквальной бюрократической трактовке, согласно известному правилу «лучше перебдеть, чем недобдеть», рассуждает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Сразу несколько европейских СМИ сообщили, что Еврокомиссия готовится смягчить ограничения на транзит грузов в Калининградскую область. Якобы основным локомотивом идеи не идти на новое обострение с Москвой является Берлин, однако литовские политики настроены куда более решительно.

На днях ожидаются разъяснения Еврокомиссии по поводу того, имеет ли Россия право ввозить и вывозить из Калининграда попавшие под европейские санкции грузы. В первую очередь Россию интересуют металлы, строительные материалы, продукция машиностроения и запчасти. В общей сложности под эмбарго, которое было введено еще в рамках четвертого пакета санкций в апреле, попала примерно половина грузов, основная часть которых перевозилась по железной дороге. Общий же ежегодный объем грузового транзита с Калининградом достигал 10 млн тонн.

Из ведущихся сейчас в Европе дискуссий создается впечатление, что во время обсуждения четвертого пакета никто особенно не вникал в тонкости калининградского транзита, а целились в европейские грузоперевозки в пользу России, то есть международные. Но потом Вильнюс запросил разъяснений и получил их в буквальной бюрократической трактовке, согласно известному правилу «лучше перебдеть, чем недобдеть». Затем на фоне резкой реакции Москвы у ряда европейских лидеров появились опасения, что дело может зайти очень далеко, вплоть до военного конфликта, ибо насильственная изоляция российского анклава, пусть даже частичная, может быть воспринята в Москве как casus belli. На Западе вспомнили о так называемом Сувалкском коридоре, стокилометровом участке вдоль границы Польши, который чисто теоретически мог бы соединить Белоруссию с Калининградской областью. А поскольку времена сейчас пошли нервные, то дошло до рассуждений даже о том, что будет, если русские пойдут на прорыв. А в Литве, между прочим, расквартированы в том числе немецкие солдаты в составе натовского контингента. И это порождает еще более нехорошие реминисценции.

Впрочем, стремление Берлина избежать излишней конфронтации из-за бывшего Кенигсберга продиктовано, скорее всего, не только ими. Возможно, канцлер Олаф Шольц в данном случае просто хочет следовать твердо тем санкциям и процедурам, что были прописаны в рамках четвертого пакета, и не толковать их расширительно. В четвертом пакете между тем ничего не говорилось о запрете грузового транзита между российскими регионами. Кроме того, налицо нарушение тех соглашений, которые были подписаны между Россией и ЕС в начале нулевых и в которых свободный транзит в российский анклав был увязан с признанием границ Литвы. Литва, впрочем, в данном случае считает транзит международным.

Также Берлин, возможно, опасается еще большего обострения в «газовой войне» с Россией и полного прекращения поставок в то время, когда Германия еще к этому не готова. И там есть серьезные опасения, что нынешние перебои и сокращения поставок по техническим причинам — из-за невозврата газокомпрессорных турбин Siemens из Канады после техобслуживания — может превратиться в газовую блокаду со стороны России. Между прочим, «Северный поток», видимо, снова остановят на десять дней на очередную профилактику 11 июля. Запомним эту цифру.

Согласно утечкам в СМИ, Еврокомиссия вроде бы готова чуть сдать назад. А именно в своих ожидаемых разъяснениях может разрешить транзит в том числе подсанкционных товаров, но в тех объемах, которые будут «сопоставимы» с теми, которые перевозились до 24 февраля. Также сохранится запрет на вывоз товаров из Калининграда в другие страны, если речь о товарах, попавших под санкции. Очевидно, ограничение по объемам будет также направлено на то, чтобы сделать невозможным использование калининградского порта для обхода логистических санкций ЕС. И можно представить себе ситуацию, когда импортируемый товар будет ввезен в Калининград, там растаможен, становясь уже как бы российским, но его нельзя будет вывезти в другие российские регионы. То есть функционал калининградского порта будет насильственно ограничен. Также надо будет получать разрешение от ЕС на поставку тех материалов и запчастей, которые нужны для техобслуживания и ремонта портовых сооружений.

Слухи слухами, но официально пока что Еврокомиссия, до выхода разъяснений, поддерживает скорее Литву, чем Германию, считая, что формально Вильнюс правильно трактует санкции и имеет на это право. Вильнюс, в свою очередь, твердо стоит на своем: мол, слабину перед русскими давать нельзя, надо теснее сплотить санкционные ряды. Пусть даже Литовские железные дороги потеряют 150 млн евро платежей и от двух тысяч до девяти тысяч рабочих мест. Литовский премьер Ингрида Шимоните заявила, что с 10 июля вступят в силу новые регламенты относительно железнодорожного транзита в Калининград. В том числе будет запрещена перевозка металлов, цемента, стройматериалов, алкоголя, предметов роскоши. А с 10 августа вступит в силу запрет на транспортировку угля и топлива. Может быть под угрозой газоснабжение Калининграда. Даже в случае, если Еврокомиссия выступит с каким-то смягчающими комментариями, имплементация регламента все равно ляжет на литовскую таможню. Которая может по-своему трактовать в том числе смягченные правила. И в любом конфликте, в том числе в формате провокаций, Еврокомиссия, конечно, поддержит Вильнюс, а не Москву. Ну а Москва, как было сказано выше, 11 июля остановит газопровод «Северный поток — 1» на профилактику. Профилактику тоже в широком смысле этого слова.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию