16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
27 апреля 2021, 02:24 Политика

Новые люди — старые методы. Поможет ли Авксентьева партии Нечаева? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Сардана Авксентьева выдвинет свою кандидатуру в Госдуму от партии «Новые люди». Поможет ли бывший «народный мэр» Якутска партии на выборах?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева будет баллотироваться в депутаты Госдумы от партии «Новые люди», которую создал основатель косметологической компании Faberlic Алексей Нечаев. Кроме того, она станет советником Нечаева по работе с регионами.

«Я разделяю взгляды партии «Новые люди», мне очень нравится региональная повестка, которая здесь есть. Сейчас мало кто уделяет внимание тому, как будут дальше развиваться регионы. Мне близка инициатива по изменению налогового законодательства — собранные в регионах налоги должны там и оставаться. Алексей Нечаев предлагает дать больше свободы регионам, чтобы они могли развиваться, — это все близко, это находит отклик в моей душе», — заявила Авксентьева. Ранее она отрицала свое намерение участвовать в думских выборах.

Сардана Авксентьева, неожиданно победившая на выборах мэра Якутска в 2018 году кандидата от «партии власти», вынуждена была уйти в отставку в начале текущего года, сославшись на здоровье. За короткое время на своем посту она зарекомендовала себя борцом с коррупцией и номенклатурными привилегиями. Прочить отставку ей стали вскоре после избрания, хотя она и записалась в ряды сторонников «Единой России», стремясь показать свою «системность».

В то же время она выступила против принятия поправок к конституции. Отставка вскоре после этого, наконец, и состоялась, и в объяснения насчет здоровья не все поверили. И вот теперь она решила баллотироваться от партии, которую одни называют «перспективной», а другие — «очередным кремлевским либеральным проектом-спойлером».

Партия «Новые люди» относительно неплохо выступила на осенних региональных выборах, умело разыграв запрос на новизну в политическом «иконостасе». Тогда партия выдвинула кандидатов в 12 регионах страны на выборах в региональные заксобрания. Зарегистрировалась в восьми и везде преодолела избирательный барьер. Это дает возможность выдвигать кандидатов на думских выборах без утомительного сбора подписей. Среди политтехнологов считается, что из малых партий именно у «Новых людей» самые высокие шансы пройти в Думу. Однако еще более широко распространено мнение, что для этого надо будет заручиться одобрением сверху.

Чтобы в Думу попала пятая фракция, надо чтобы четыре, прочно там окопавшиеся, несколько подвинулись. Или одна фракция вообще вышла вон, во что пока трудно поверить. При этом вряд ли стоит политическая задача «ущемлять» «Единую Россию». Если же «Новые люди», как они обещают, поставят в центр своей программы пункт об усилении самостоятельности регионов, то кому-то это может напомнить «лихие 90-е» с двусмысленным ельцинским лозунгом «берите суверенитета столько, сколько захотите». И это резко снизит проходимость представителей такой партии в Думу. Разве что удастся разжиться парой депутатских мест, что и будет подано как «свежий ветер перемен».

Подобные партийные проекты могут преследовать цель усилить интерес к думской кампании в целом. К тому же, как ни банально, они действительно отвлекают на себя кое-какой протестный электорат. Избиратели могут приглядываться к новым лицам, рассматривая предвыборную кампанию как своего рода шоу. Однако это не значит, что потом они проголосуют за эти новые лица. Ведь всегда есть опасения, что поданный за политических маргиналов голос все равно пропадет, а в парламент пройдут те же, кто и всегда.

В прошлых думских выборах участвовало аж 14 партий, которые могли выдвигать кандидатов без сбора подписей. Ни одна другая партия не смогла зарегистрироваться по итогам сбора подписей. В Думу прошли те же четыре «старожила».

Если судить по соцопросам, то и сейчас четверка лидеров выглядит традиционно: у «Единой России» примерно треть предпочтений, за второе и третье места вокруг 10% борются ЛДПР и КПРФ, а укрупнившиеся «эсеры» балансируют на грани проходного барьера. Партийные проекты типа «Новых людей, «Партии роста», «Партии пенсионеров» и прочая парт-экзотика имеют 1-2% поддержки.

При этом все подобные проекты, как бы сильно ни били себя в грудь их лидеры, заверяя о независимости от Кремля, остаются именно проектами формирования партий сверху, но никак не снизу. Чтобы такой проект «выстрелил», нужно специальное политическое решение. Для «оживляжа» политического ландшафта таким проектам могут не мешать, что позволит набрать те же 1-2%. А вот если 3%, которые дают право на федеральное финансирование, то для этого тоже нужно специальное политическое решение. Никакие неожиданности на этом поле не приветствуются.

Ну, а сами по себе эксперименты с партстроительством могут продолжаться бесконечно, имея самодостаточный характер. И можно будет бесконечно наблюдать за тремя процессами: как течет вода, горит огонь и как с дозволения кураторов внутренней политики формируют очередную «системную либеральную партию», с которой никто и никогда реальной властью делиться не станет. Потому что Россия — это не страна либеральных партий.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию