Из-за строительства Байкало-Амурской магистрали разрешили вырубать заповедники
Лента новостей
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, который позволяет не применять экологические ограничения при строительстве БАМа и Транссиба. Что это за проекты и почему экологи опасаются, что вырубкой тайги рядом с Байкалом дело не ограничится?
Байкало-Амурская магистраль, идея которой появилась еще в конце XIX века, никогда не была чисто коммерческим проектом. Он скорее инфраструктурно-геополитический. Объем перевозок по дороге невелик, и она никогда не была рентабельной.
Однако еще десять лет назад тогдашний глава РЖД Владимир Якунин спрогнозировал, что из-за китайского проекта «Новый шелковый путь» скоро объемы могут возрасти до 30-50 млн тонн в год. В результате была принята программа модернизации дороги, ключевой момент которой — два пути по всей ее протяженности. Поэтому и возникла необходимость вырубки, объясняет президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта «В рамках этих проектов планируется строительство вторых путей, что подразумевает под собой расширение зоны отчуждения под железную дорогу. Для такой модернизации требуется вырубка части заповедных зон в районе Байкала. Программа стоит практически полтриллиона рублей и направлена на увеличение пропускной провозной способности узких мест, которые сильно сдерживают прогнозируемую грузовую базу. Мы сегодня видим, что даже при падении объемов перевозок в соотношении год к году БАМ и Транссиб работают на пределе своей возможности, и даже в условиях падения они сегодня являются сдерживающим фактором».
Фактически принятый Думой закон отменяет экологическую экспертизу и иные ограничения. Этим он напоминает экстраординарные правила, которые применялись при подготовке сочинской Олимпиады.
Но не только в БАМе дело. Закон был принят такой, что он распространится на всю Россию и навсегда, считает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» Михаил Крендлин. Он говорит, что теперь возможными становятся строительство и хозяйственная деятельность без согласования в любых заповедниках, например более чем спорное строительство дублера Щелковского шоссе через национальный парк «Лосиный Остров» рядом с Москвой.
Михаил Крендлин руководитель программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис России» «Дело в том, что этот законопроект действительно изначально был направлен на модернизацию магистралей БАМ и Транссиб, но в результате он даже изменил название, и, пожалуй, самый неприятный момент с экологической точки зрения — это отмена экологической экспертизы. Полностью отменяется экспертиза любых проектов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, не только на байкальской природной территории, а вообще, то есть в любом региональном заказнике можно строить практически все что угодно, и никакой предварительной экологической оценки не будет».
Пока же, по мнению экологов, вырубка леса и иная хозяйственная деятельность рядом с Байкалом, скорее всего, может привести не только к ущербу природе, но и к тому, что озеро Байкал, являющееся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, будет переведено в разряд объекта всемирного наследия, находящегося под угрозой. Такое характерно в основном для африканских государств.