16+
Суббота, 5 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
28 мая 2018, 13:45 Общество

Нападение на шедевр: за что «пострадал» Иван Грозный?

Лента новостей

Картину повредил житель Воронежа, который находился в нетрезвом состоянии. Почему именно эта картина оказывает на людей такое воздействие?

Рассмотрение в Замоскворецком суде ходатайства об аресте мужчины, повредившего полотно картины художника Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковской галерее.
Рассмотрение в Замоскворецком суде ходатайства об аресте мужчины, повредившего полотно картины художника Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковской галерее. Фото: АГН «Москва»

Вечером 25 мая, почти перед закрытием Третьяковской галереи, один из посетителей повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Ее еще называют «Иван Грозный убивает своего сына». Пьяный житель Воронежа Игорь Подпорин несколько раз ударил по шедевру металлической стойкой ограждения, разбил стекло, которое защищало картину.

Осколки прорвали полотно на фигуре царевича. Самое ценное — изображение лица царя и его сына — не пострадало. Реставраторы говорят, что шедевр спас особенный плотный репинский холст. Тем не менее, восстановление картины обойдется в полмиллиона рублей.

Вокруг именно этого шедевра Репина всегда было много острых споров. Его называли вершиной таланта художника и в то же время ругали за историческое несоответствие. В центре сюжета версия Николая Карамзина о том, что Грозный убил своего сына. Якобы он ударил его посохом в висок. Но это только версия.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Фото: Public Domain

Картина Репина — художественный вымысел. Он показал трагедию отца и сына, практически животный ужас в глазах царя и вырывающийся из его груди крик. Шедевр был написан к 300-летию смерти Ивана Грозного и сразу же запрещен к показу Александром III, рассказал художник, председатель правления Центра графических искусств, главный специалист музея-усадьбы «Остафьево» Анатолий Гостев.

Анатолий Гостев художник, председатель правления Центра графических искусств, главный специалист музея-усадьбы «Остафьево» «Скорее всего, в этой картине современники увидели две России — убитую и окровавленную. И, собственно, увидели такое прозрение будущего, которое произошло достаточно быстро, после того как картина была написана. Я думаю, что наиболее верно эту картину из современников воспринял Толстой, потому что он-то как раз говорил и об антиисторизме картины, о ее психологическом содержании».

Спустя сто лет споры вокруг шедевра Репина и его героя те же самые: кто он — тиран или один из величайших правителей? В 2016 году в Орле открыли первый в России памятник Ивану Грозному. Установка монумента сопровождалась акциями протеста и требованиями отказаться от этой идеи.

В это же время члены патриотического движения «Святая Русь» обратились в Минкульт и Третьяковку с требованием убрать из экспозиции картину Репина. По их мнению, она искажает историю и оскорбляет правителя.

Почему общество продолжает спорить вокруг личности Ивана Грозного? Мнение тележурналиста и историка Николай Сванидзе:

Николай СванидзеНиколай Сванидзе тележурналист, историк «Иван Грозный — фигура знаковая, потому что Иван Грозный воспринимается практически как предтеча Сталина. Сталин же — это такая реинкарнация Ивана Грозного. И не случайно Иван Грозный был любимым персонажем Иосифа Сталина, и при Сталине критиковать историкам Ивана Грозного было так же безумно и невозможно, как критиковать самого Сталина. Сталин сейчас у нас очень популярная фигура, и сталинизм популярен. Поэтому все, что связано с Иваном Грозным, сразу же проецируется на отношение к Сталину. Те люди, которые считают себя, так сказать, сторонниками сталинского стиля, заступаются и за Ивана Грозного».

Сам художник вспоминал о наваждениях, которые преследовали его, когда он писал картину. Его мучали кошмары и преследовал страх. На первых показах картины впечатлительные зрители теряли сознание.

Именно с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван» связан первый в России случай музейного вандализма. Сто пять лет назад иконописец и старообрядец Абрам Балашов нанес по ней три удара ножом.

Художник Крамской писал: эта картина действует до такой степени неотразимо, что люди чувствуют себя несколько неловко. Психологи такое поведение называют синдромом Стендаля. Французский писатель первым описал, как может на человека действовать искусство. Рассказывает руководитель Центра практических психотехнологий Ольга Добрынина:

Ольга Добрынина руководитель Центра практических психотехнологий «У человека сердце начинает биться сильнее, иногда головокружение и крайнее проявление — это галлюцинации. С человеком что-то начинает происходить такое под воздействием произведений и чаще всего — изобразительного искусства. Просто у них такой эмоциональный всплеск наблюдается, что они не могут себя контролировать. Причем не все. Этому синдрому чаще всего подвержены люди, у которых жизнь была бедна ощущениями и чаще всего именно визуальными. Как правило, это люди, у которых строгое аскетическое религиозное воспитание было».

Действительно, на шедевры нападают с заметной периодичностью. Больше всех, похоже, досталось Моне Лизе. Ее похищали из Лувра. В нее кидали камень и керамическую кружку, обливали краской. Спасали и сотрудники Эрмитажа Данаю Рембрандта. Вандал облил холст серной кислотой и нанес по полотну два удара ножом. Поступок объяснил политическими мотивами.

А вот художник-акционист Александр Бренер выступил против «коммерциализации искусства». На картине Казимира Малевича «Белый супрематический крест» он нарисовал зеленой краской из баллончика символ доллара.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию