Говоря об экономике, не забываем о ракетах. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
На ПМЭФ Путин подчеркнул: Москва не оставит без внимания расширение американской ПРО. То, что ее элементы появились на территории Южной Кореи, Россия считает вызовом
Выступая в рамках Петербургского международного экономического форума, Владимир Путин заметил, что Россия не собирается просто смотреть на расширение американской ПРО, элементы которой появились недавно в Южной Корее. Россия рассматривает это как вызов. В том числе это касается и Южно-Курильских островов, которые, если бы российская сторона передала их Японии, могли стать местом размещения систем ПРО США.
«Если завтра Северная Корея объявит о том, что она прекращает все свои ядерные испытания и ракетную программу, строительство систем противоракетной обороны США продолжится под каким-то другим предлогом, либо вообще без всякого предлога — так, как это делается сейчас в Европе. И мы, конечно, должны думать над этим», — сказал Путин. Какова сейчас ситуация с ракетной и противоракетной гонками вооружений? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
В последнее время США часто выражают обеспокоенность темпами развития северокорейской ракетной программы. И в Южной Корее действительно размещены первые элементы, направленные на ее нейтрализацию. Лишь за последние два месяца число испытаний ракет разной дальности в КНДР резко возросло, превысив общее число за прошлый год. Произошло 12 запусков, из них четыре закончились неудачей. Однако в целом успехи есть, растет и точность попадания. По оценкам военных США, если северокорейская ракетная программа будет развиваться такими же темпами, как сейчас, уже к концу первого срока президентства Трампа КНДР может создать ракету, способную поразить цель на западе США, где-нибудь в районе Сиэтла. Пока у КНДР межконтинентальной ракеты нет.
Со своей стороны Пентагон вернулся к разработке противоракет нового поколения наземного базирования. На днях как раз состоялось испытание такой ракеты, впервые после 2014 года. Пуск обошелся в четверть миллиарда долларов, впервые была поражена цель, имитирующая межконтинентальную ракету. По идее такие противоракеты кинетического действия должны сбивать северокорейские ракеты на промежуточной стадии полета, если они станут угрожать территории США. Они будут лишь одним из элементов глобальной системы ПРО.
В России всегда исходили из того, что попытка создать глобальную ПРО является ключевым моментом дестабилизации стратегического баланса сил, ибо такая система направлена на обнуление ядерного потенциала предполагаемого противника. В настоящее время элементы американской системы ПРО уже размещены на континентальной части США, в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, морские средства перехвата российских и китайских баллистических ракет развернуты вблизи побережья России и Китая. По мнению российского Генштаба, наличие глобальной ПРО снижает порог применения ядерного оружия, так как у США создается иллюзия безнаказанности внезапного ядерного удара под прикрытием ПРО.
В Москве опасаются, что в случае северокорейской ракетно-ядерной программы повторится история с аналогичной иранской, ведь изначально американцы говорили, что их система ПРО не направлена против России, а только против таких стран, как Иран. Однако после заключения «ядерной сделки» с Тегераном не произошло ни снижения темпов развития американской программы ПРО, ни изменения ее целевых параметров. Москва считает, что система ПРО США не пропорциональна сегодняшним реальным угрозам. По данным российского Генштаба, уже сейчас возможности огневых средств ПРО США включают несколько десятков противоракет разных типов, развернутых как в самих США, так и в составе Европейского и Азиатско-Тихоокеанского региональных сегментов глобальной ПРО. Определенное количество противоракет развернуто на кораблях союзников США.
По некоторым оценкам, к 2022 году количество противоракет системы ПРО США составит более тысячи единиц, а в перспективе превысит число боевых блоков, развернутых на российских межконтинентальных баллистических ракетах всех видов базирования. Россия, работая над средствами преодоления американской системы ПРО, уделяет внимание в новых ракетных комплексах таким параметрам, как сокращение участка разгона МБР, создание боеголовок с труднопрогнозируемой траекторией полета и так далее.
Если же абстрагироваться от чисто военных аспектов, связанных с глобальной ПРО, развертывание ее элементов в Азии может стать теперь одним из главных предлогов для России не отдавать Японии Южно-Курильские острова. В силу существующих между Японией и США соглашений в области безопасности Токио не может дать гарантии России, что на вновь обретенных территориях не появится американское оружие.