Лавров и Керри. Разговор еще не закончен
Лента новостей
Переговоры политиков продолжались ни много ни мало 12 часов. О чем они договорились, пока не сообщается. Но стоит помнить, что дипломаты решают далеко не все
Двенадцать часов переговоров — столько длилась встреча главы МИД Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри в Москве, которая началась в пятницу в 10 утра. Говорили о Сирии, как сказал после Лавров, он и Керри «подтвердили цель уничтожить угрозы, которые проистекают от запрещенных в России «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других террористических организаций в Сирии, пресечь подпитку терроризма, которая оказывается извне».
Керри, в свою очередь, заявил, что «если кто-то критикует Соединенные Штаты или Россию за то, что наносятся удары по «Ан-Нусре», которая является террористической организацией, только потому, что она борется так же хорошо и с Асадом, эти люди полностью заблуждаются».
Лавров и Керри договорились о неких шагах по разрешению ситуации в Сирии, а вот о каких именно, стороны не рассказали. «Что касается конкретных шагов, о которых мы договорились, мы не будем публиковать какой-то список этих шагов», — так, в частности, сказал американский госсекретарь.
О чем все-таки говорили два политика, и почему такая секретность?
Юрий Рогулёв директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ «У каждой стороны, и у российской, и у американской, масса капризных клиентов в Сирии. Мы знаем, что эти клиенты даже друг с другом трудно встречаются, они там через посредников общаются, и там множество группировок, множество стран, помимо тех группировок, которые в самой Сирии, множество стран за пределами Сирии задействованы в этом конфликте, поэтому очень получается противоречивый клубок. И мне кажется, что стороны просто не хотят заранее дразнить либо какие-то страны, либо какие-то группировки по поводу принятых, каких-то согласованных шагов. Мне представляется, что сейчас главное — запустить переговорный процесс в Женеве, и если это удастся, это будет продвижением реальным на пути урегулирования конфликта. Но повторяю, что, мне кажется, что секретность связана в первую очередь с этим. Время, конечно, у них уходит. Понятно, что до ноября осталось всего ничего, поэтому какие-то шаги предпринимать будет не просто, но зная характер американцев, не лично Керри, а, в принципе, их подходы, я не думаю, что они просто так бросят все и спустя рукава будут сидеть до ноября. Все-таки американцы — люди деловые, поэтому какие-то свои идеи, мысли они будут пытаться продвигать, тем более мы видим, что у этой администрации не больно много достижений ни внутри страны, ни за рубежом, поэтому они будут пытаться какие-то договоренности хотя бы в последний момент достигнуть».
Свою оценку встречи Лаврова с Керри дал эксперт по международным отношениям Михаил Троицкий.
Михаил Троицкий доцент МГИМО, эксперт по международным отношениям «Это вообще выглядело бы соглашением, в выполнении которого определенности нет, поскольку важнейшая деталь в этом соглашении зависит не от США и не от России, а от президента Асада, который, кстати, совсем недавно в интервью американской телекомпании сказал, что Россия вообще никогда не вела с ним разговоры о его гипотетической отставке для формирования какого-то правительства национального консенсуса в Сирии. Умеренная оппозиция требует отставки Асада или согласия его на отставку, как предварительное условие для начала переговоров. То есть Асад играет свою игру, в каких-то случаях он, я думаю, даже подставляет Россию, и он совсем не простой переговорщик, он понимает, что его поддерживает Иран, причем гораздо сильнее, чем Россия. Так что надо с ним как-то договариваться и не ставить его перед фактом, чтобы его не злить. Я думаю, в этом причина интриги. Я думаю, провала не было на этих переговорах, но, скорее всего, детали еще не окончательно проработаны. Помимо фактора Асада и противоречий госдепартамента с Пентагоном, я думаю, есть еще и фактор неопределенности вообще в этом достигнутом соглашении. Как там фактически будет осуществляться обмен информацией, как стороны будут гарантировать друг другу, демонстрировать, что они соблюдают это соглашение — вот это все еще пока непонятно, и, возможно, стороны хотят начать делать что-то непосредственно на земле в Сирии прежде, чем они объявят об этом успехе. Так что я думаю, что договорились далеко не обо всем, потому что, с одной стороны, есть Асад, а с другой стороны, есть военные и в России, и в США, и у них свои планы, они по-своему могут смотреть на всю эту ситуацию. Дипломаты здесь решить сами все не могут».
По заявлению Керри, России и США предстоит проделать большую «домашнюю работу» по договоренностям по Сирии. При этом американский госсекретарь сказал, что есть «люди, которые сделают все, чтобы торпедировать эту инициативу. Мы также знаем, что результаты не будут мгновенными». «Однако в то же время наше терпение также имеет границы», — сказал Керри.