США ввели санкции против украинских чиновников и требуют от Януковича отказаться от применения силы. Обама сравнил ситуацию на Украине с сирийской. Комментирует политолог Кирилл Коктыш
Главы МИД Германии, Польши и Франции приехали в Киев, чтобы провести переговоры с Виктором Януковичем и оппозицией.
Вместе с тем США ввели визовые санкции против 20 чиновников Украины. Их имена не называются, но это гражданские чиновники, а не военные, уточнил Госдеп. Как заявил президент Барак Обама, США не рассматривает ситуацию «как шахматную партию с Россией времен «холодной войны».
Цель американцев — «получить уверенность в том, что народ Украины имеет возможность самостоятельно принять решение относительно своего будущего, а народ Сирии принять такое же решение без рвущихся бомб, убивающих женщин и детей, поскольку деспот цепляется за власть».
Действия Вашингтона в интервью Business FM прокомментировал политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
Как можно оценить последние заявления Обамы и столь поспешное введение санкций, фактически, без суда и следствия?
Кирилл Коктыш: Ситуация зашла за тот рубеж, когда надо что-то делать. А санкции являются, наверное, самым безобидным средством международного воздействия, потому что, во-первых, санкции будут, скорее всего, визовые с обещанием заморозить активы подпавших под санкции людей. Это хорошее демонстрационное действие, но при этом оно не требует для страны реально больших усилий, является универсальным, скорее пиарным, нежели реальным средством. Поэтому для Обамы ситуация абсолютно понятная. С одной стороны, Штаты сохраняют и занимают моральную позицию. С другой стороны, не ввязываются в какие-то серьезные действия, которые бы их обязывали очень сильно в дальнейшем.
А как можно оценить заявление Обамы по поводу России?
Кирилл Коктыш: Уж слишком у многих создалось впечатление, что возникает геополитическая борьба за Украину, за ее возможный раздел. И если, скажем, с Евросоюзом после заявления Ангелы Меркель ситуация стала более или менее понятна — что интересы западной части Евросоюза и его центральной части, в первую очередь Германии и России, будут совпадать, и это не будет игра на разрыв, то в отношении США до сих пор существовали вопросы, которые не имели ответа. Заявление Обамы — это попытка восполнить этот вакуум и декларировать хоть какую-то позицию Штатов в отношении Украины.
А почему администрация Обамы не замечает или не хочет замечать действия радикалов на улице, что инициатором столкновения становится оппозиция?
Кирилл Коктыш: Формальным образом под санкции должны попасть люди с обоих лагерей. Но, если говорить про ангажирование с американской дипломатией, то симпатии лежат на стороне западной Украины, не на стороне Януковича. Вся логика действий вытекает их этого.
Но речь шла только о правительственных чиновниках. Обама требует, чтобы Киев не вмешивал войска, обвиняет Януковича. Он сравнивает это с Сирией.
Кирилл Коктыш: До сирийского сценария остается один шаг. Если таким образом пойдет, очень долго нельзя будет остановить. Мало, кто понимает, я думаю, только в России начали понимать и то на уровне экспертном, что идет не делегитимация власти Януковича, а идет легитимация идей государства в целом. То есть мы дальше можем получить, в случае даже гипотетической смены власти на Украине, такие же проблемы со следующей властью. По той простой причине, что в головах украинцев возникла возможность и представление о нормальности существования без государства вообще. Это реальная угроза превращения в Гуляйполе, что на самом деле, будет проблемой чудовищной для всех без исключения соседей.
Сегодня в Киеве день траура по погибшим в массовых беспорядках. Противостояние продолжается.