С днем рождения, автомобиль!
Лента новостей
Ровно 128 лет назад 29 января Карл Бенц запатентовал свой «cамобеглый экипаж» — прообраз современной машины. Поэтому именно эта дата стала днем рождения автомобиля. А кто еще отличился на заре автомобилестроения?
Первый автомобиль Карла Бенца внешне, конечно, не имел практически ничего общего с современными машинами. Он был трехколесный, с огромными спицевыми дисками, без крыши и с высокой посадкой, как на экипаже. Однако технически был наиболее близок к тем машинам, которые получили масштабное развитие в те годы и колесят по дорогам до сих пор.
Вообще одной из первых самоходных машин считается изобретение Фердинанда Вербиста, члена иезуитской общины в Китае. Он создал маленький автомобиль на паровом ходу примерно в 1672 году. Правда, ездить на нем было нельзя. Это скорее была игрушка для китайского императора.
Так, «самобеглый экипаж» (Motorwagen) — именно такое имя носил первый в мире автомобиль — имел четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Мотор оснащался водяным охлаждением, а его мощность составляла 0,9 л.с. Один-единственный цилиндр располагался горизонтально над осью задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. «Самобеглый экипаж» мог разогнаться до солидных в то время 16 км/ч.
Собственно автомобиль был готов в 1885 году. Однако когда Бенц решил проехать на собственном изобретении по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Многие, кому Бенц показывал свой автомобиль, были недовольны изобретением. Но через год, после некоторых доработок, в том числе для снижения шума двигателя, 29 января 1886 года Motorwagen получил Германский Императорский патент. А в 1887 году первый в мире автомобиль дебютировал на выставке в Париже.
С этого и началась история современного автомобилестроения. И именно «самобеглый экипаж» Карла Бенца стал основой для большинства первых моделей автопроизводителей по всему миру.
На электротяге
Электромобили — популярная ныне тема. Практически все автомобильные компании уже имеют в своем арсенале подобные машины или готовятся к их запуску в серийное производство. Но мало кто знает, что в начале прошлого века, как раз на заре автомобилестроения, электрокары на равных соперничали с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Строить электромобили начали с начала XIX века. И точно никто не может назвать имя первенца. По одной из версий им был Аньос Джедлик, сделавший в 1828 году маленький автомобиль, даже скорее скейтборд, с электромотором. Однако широкую известность подобные разработки получили в конце XIX-начале XX века.
Одним из самых первых успешных электрокаров считается модель La Jamais Contente, построенная бельгийцем Камилем Женатци. На ней в 1899 году был установлен рекорд скорости — 105 км/ч.
Электромобили на тот момент имели массу преимуществ перед машинами, работающими с ДВС, собственно как и сейчас. Они были тише, проще и дешевле в изготовлении и эксплуатации, электромобили были практически бесшумными и, разумеется, экологически чистыми. Однако были и явные недостатки — большой вес батарей и небольшой максимальный пробег, они сказались на судьбе подобных машин. Автомобили с традиционными моторами очень быстро совершенствовались, а толчка в интенсивном развитии электрокаров тогда не было. Те же проблемы есть у производителей электрических машин и сейчас. И компании продолжают искать оптимальное решение, чтобы электрокары могли преодолевать большие расстояния, не боялись мороза и быстро подзаряжались.
Два в одном
Гибриды — еще одна популярная сегодня схема «питания» автомобилей. Это тандем ДВС и электромотора. Но и гибриды — изобретения не XXI и даже не XX века. Такие автомобили появились в то же время, когда получили развитие машины с традиционными моторами, да и электрокары уже были хорошо известны.
Первым автомобилем с гибридным приводом считается Lohner-Porsche, созданный Фердинандом Порше совместно с австрийской фирмой Hofwagenfabrik Ludwig Lohner & Co. в 1900 году.
Правда, изначально это был электромобиль, но Порше решил модернизировать собственную конструкцию. Он установил посередине шасси два бензиновых силовых агрегата. Они служили приводом для двух электрогенераторов. Полученный ток сначала подавался на двигатели в колесах, от которых избыточная мощность поступала в аккумуляторные батареи.
Был у гибрида Порше еще один особый побочный эффект. Он состоял в том, что генераторы при перемене полярности можно было использовать в качестве электрических стартеров для бензиновых двигателей.
Подобная схема увеличивала максимальный пробег гибридного автомобиля. Однако он по-прежнему оставался тяжелым, а силовая установка громоздкой. Поэтому гибридные машины, как и электрокары, уступили более традиционным видам автомобилей, таким как Motorwagen Карла Бенца.