16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.19 / ₽ 8158
  • RTS1171.06
4 декабря 2013, 09:24 Компании
Спецпроект: Месяц Швейцарии 2013

Как «Ренова» через Альпы перешла

Лента новостей

Группа «Ренова» Виктора Вексельберга стала крупнейшим российским инвестором в Швейцарию. Компания уже владеет долями в промышленных компаниях Sulzer и Oerlikon, и на эти активы уже проходится около 20% стоимости всей «Реновы»

Председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Фото: РИА Новости
Председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Фото: РИА Новости

Словосочетание «экономика Швейцарии» у массового обывателя, скорее всего, ассоциируется с тремя услугами — производство шоколада, производство часов и банковский бизнес. Тем не менее в стране есть целый ряд крупных промышленных компаний, и не последнюю роль в их бизнесе играют российские инвесторы. В первую очередь это относится к группе «Ренова» Виктора Вексельберга и его партнеров. Еще в докризисный период российский инвестиционный фонд начал интересоваться местными промышленными гигантами и весьма преуспел в этом направлении.

«В середине 2000-ых годов «Ренова» решила диверсифицировать свой бизнес и поставила целью снизить долю сырьевых проектов в портфеле своих активов, — рассказывает председатель правления группы Алексей Москов. — Мы начали искать компании, которые одновременно работают в знакомых нам секторах, благодаря чему их технологии можно было перенять, и занимающие лидирующие позиции в своих сегментах». Первыми покупками «Реновы» в Швейцарии стали доли в компаниях Oerlikon и Sulzer — 42% и 31,2% соответственно. Широкому кругу эти названия, и правда, неизвестны, но жители страны считают их продукцию предметом национальной гордости, как знаменитые швейцарские часы.

В частности, концерн Sulzer был основан еще в 1834 году на базе часовой мануфактуры, но с тех пор значительно перерос первоначальную специализацию. Сейчас основная деятельность компании — выпуск самого разнообразного промышленного оборудования. Компания производит насосы для нефтегазовой промышленности и коммунальных служб, турбины, генераторы, двигатели, ректификационные колонны, спецпокрытия… И несмотря на достаточно небольшую известность при этом умудряется неплохо конкурировать с такими лидерами отрасли, как Rolls Royce и General Electric.

Oerlikon в свою очередь специализируется на выпуске высокотехнологичных материалов, которые используются при производстве солнечных батарей, компьютеров и даже болидов «Формулы-1». Продукцию компании покупают Европейское аэрокосмическое агентство, Sony, Bosch, Caterpillar и многие другие компании.

Учитывая перечень клиентов компаний и то, что их обороты исчисляются миллиардами долларов, желание «Реновы» стать их крупным акционером смотрится более чем понятным. Чтобы сформировать позитивный имидж, «Ренова» незадолго до объявления о покупке акций швейцарских компаний провела нестандартную PR-акцию. В июне 2006 года группа на несколько месяцев привезла в цюрихский музей Bellerive свою коллекцию яиц Фаберже.

Тем не менее, ни местные органы, контролирующие зарубежные инвестиции, ни простые обыватели на первых порах новому инвестору, мягко говоря, рады не были. «Никому неизвестный русский хочет скупить пол-Швейцарии!» — трубил тогда местный таблоид Blick, а местные инвесторы называли действия «Реновы» «тихой прискорбной скупкой».

Отчасти негативную реакцию общества можно списать на обстоятельства, при которых «Ренова» пошла на эту сделку. Во-первых, акции швейцарских компаний российскому инвестору продал австрийский фонд Victory Industriebeteiligung , который обладает репутацией «хищника» в сделках по слияниям и поглощениям. Во-вторых, Oerlikon в 2005 году продемонстрировал убыток, что также негативно сказалось на его капитализации.

Федеральная банковская комиссия страны даже затеяла расследование обстоятельств покупки акций Sulzer. Дело в том, что по действовавшему на тот момент швейцарскому законодательству инвестор должен объявлять о себе, если он приобрел пакет более чем в 4,99% акций. Однако если бумаги приобретены не напрямую, а через опционы, то и потенциальный владелец может себя не называть. «Ренова» впервые заявила о себе, когда скупила 31% акций Sulzer и тем самым проигнорировала необходимость «перехода порогов» в 5%, 10% и 20%, говорилось в заключении швейцарского регулятора. Максимальный штраф за такое нарушение — двойная стоимость приобретенного пакета. Получается, что в худшем случае издержки «Реновы» могли превысить 3 млрд долларов.

В конечном счете, регулятор не стал применять жестких санкций и ограничился штрафом примерно в 40 млн долларов. «Ренова» штраф оспорила, и после серии переговоров инвестор и местный регулятор сошлись на выплате около 10 млн долларов в пользу одного из местных благотворительных фондов.

С тех пор «Ренова» стала крупнейшим акционером обеих промышленных компаний, хотя и не вмешивается в их операционное управление. «Мы работаем исключительно через совет директоров. Планов увеличить свою долю до контрольной у нас нет, и то, как развиваются активы, нас полностью устраивает», — подчеркивает Алексей Москов.

Единственное направление, связанное с операционной работой, которым представители «Реновы» занимаются, — трансфер технологий компаний в Россию и их экспансия на местный рынок. Одним из результатов такой работы стало создание совместного предприятия с «Роснано», специализирующейся на выпуске солнечных батарей. При производстве батарей используются технологии Oerlikon. Кроме того, сам Oerlikon владеет центром нанопокрытий в подмосковной Электростали.

То, что российский инвестор и менеджмент швейцарских компаний нашли баланс, как соблюсти интересы, оценили и портфельные инвесторы. За последний год бумаги Oerlikon и Sulzer на бирже выросли на 27,2% и 3,8% соответственно. В результате сейчас, по словам главы «Реновы», на швейцарские вложения приходится около 20% стоимости активов всей группы.

Возможно, потому что инвестиции в Швейцарию зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, «Ренова» начала искать новые объекты для вложения. Этой весной стало известно, что российская группа вложится в производителя специализированных сталей Schmolz+Bickenbach AG. Сценарий буквально тот же самый: перспективная компания столкнулась с финансовыми сложностями, и российский инвестор, придя на помощь, становится ее крупным миноритарием.

К началу этого года Schmolz+Bickenbach AG задолжала кредиторам 900 млн евро. И это при том, что выручка металлурга в 2012 году упала на 9%, до 3,58 млрд евро; чистый убыток составил 158 млн евро против прибыли 42,7 млн евро в 2011 году. «Ренова» согласилась выкупить допэмиссию акций примерно на 300 млн евро и взамен получит 25%. Полученные средства сталелитейная компания направит на снижение долга.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию