16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
30 сентября 2011, 22:20 Макроэкономика

Отставка Кудрина – разворот в бюджетной политике

Лента новостей

Отставка министра финансов Алексея Кудрина может привести к снижению бюджетной дисциплины. Правительство может взять на себя избыточные расходные обязательства под влиянием электорального цикла. Это несет риск нового раунда оттока капитала.

Учитывая давно ходившие слухи о желании министра финансов уйти в отставку, трудно сказать, было ли его заявление из Вашингтона эмоциональным или просчитанным. То ли Алексей Кудрин не сдержался, не рассчитывая на такую быструю реакцию президента, то ли наоборот рассчитывал именно на нее, просто не хотел уходить тихо. Так или иначе, в разгар мирового кризиса Россия осталась без опытного министра финансов. Хотя новый исполняющий обязанности Антон Силуанов был назначен достаточно быстро, очевидно, что даже с учетом его опыта работы в Минфине, ему будет трудно заменить Алексея Кудрина, который провел на этом посту более 10 лет.

Имя Алексея Кудрина в профессиональной среде всегда связывалось с двумя темами — создание стабилизационного фонда и проведение жесткой бюджетной политики. Именно с начала 2000-ных Россия стала проводить осторожную бюджетную политику, сначала используя нефтяные доходы для погашения избыточного долга, а с 2004 года запустив нефтяной стабилизационный фонд. И даже если это решение было принято в рамках общей концепции экономической политики, заслуга министра финансов в этом безусловно огромная. Осторожная позиция Минфина в части расходной политики позволяла уравновешивать аппетиты лоббистов и тех, кто пытался использовать бюджет для стимулирования экономического роста.

Действительно, в условиях слабых институтов попытка раздуть государственные инвестиции привела бы не столько в восстановлению инвестиций, сколько к финансированию оттока капитала и к росту конечного потребления. Это не защитило бы Россию от кризиса, зато значительно увеличило бы зависимость бюджета от цен на нефть. К слову, даже с учетом позиции Минфина уровень сбалансированности бюджета по цене на нефть составляет порядка 110 долларов за баррель в последние два года, что является крайне высокой цифрой на фоне нынешних разговоров о вероятной мировой рецессии. Но при другом министре финансов эта цифра могла бы быть куда выше.

Теперь уход Кудрина открывает возможность для значительного пересмотра подхода к бюджетной политике. Нефтяники начинают более активно лоббировать снижение налогов, мотивируя это потребностью в инвестиционных ресурсах и угрожая сокращением объема производства. С другой стороны, есть необходимость финансировать реформу армии, что обойдется в 20 трлн рублей до 2020 года, требуется увеличить финансирование в поддержку Кавказа с 3,9 трлн рублей до 5,5 трлн рублей до 2025 год. Есть желание более активно использовать инфраструктурные и инновационные проекты для создания точек экономического роста. Экономический эффект этих программ сомнителен, не только потому, что есть институциональные препятствия, но и потому, что просчитать их эффективность, а следовательно и отследить правильность расходования средств, крайне сложно.

Зато нет сомнений в том, что их финансирование будет миной замедленного действия для стабильности российского бюджета. Также как и пенсионные обязательства, принятые обязательства по финансированию военных расходов или поддержки регионов сократить невозможно. Это означает, что в случае падения цены на нефть их финансирование приведет либо к повышению налогов, либо к значительному росту госдолга, или в необходимости использовать инфляцию как средство сокращения расходной части бюджета в реальном выражении.

Бюджеты 2012-2013 гг. будут лакмусовой бумажкой для этих рисков. Концепция трехлетнего бюджета настолько неустойчива из-за неопределенности в мировой экономике, что фактически не может служить аргументом, сдерживающим пересмотр бюджета. Даже с учетом того, что новое правительство, которое будет сформировано после выборов марта 2012 года, может занять более ответственную позицию, ближайшие полгода открывают широкое окно возможностей для максимального ослабления бюджетной дисциплины и послаблений, которые будут заложены в бюджет следующего и в бюджет 2013 года. Если эти риски материализуются, Россия столкнется с усилением оттока капитала, который, собственно, и будет финансироваться за счет дополнительных бюджетных трат.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию