16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
23 сентября 2011, 17:34

Божья роса

Лента новостей

В Германию с первым официальным визитом прибыл Папа Римский. Насколько восторженно Бенедикта XVI принимают немецкие верующие, настолько же резко отзываются о нем все прочие. На родину понтифик прибыл не слишком рано: эйфория в связи с его избранием на пост главы Ватикана за шесть лет переродилась в разочарование. Отказ от реформ церкви превратил Бенедикта XVI в одну из самых спорных фигур современности

Фото: AP
Фото: AP

В России столь резко разделить общество могут, наверное, только гей-парады или Никита Михалков. Споры о том, как относиться к главе Римско-католической церкви, начались в Германии задолго до его первого официального визита. Разнобой в оценках был заметен уже тогда, а сейчас, когда Бенедикт XVI наконец-то ступил на родную землю, контраст уже не может не бросаться в глаза.

В телевизионных репортажах благостные старушки и вдохновенные юноши со слезами на глазах говорят о чудесных минутах богослужения на стадионе «Олимпия» в Берлине, где в четверг собрались более 60 тысяч верующих. А в следующих репортажах вдруг возникают огромные протестные толпы, осуждающие понтифика за консерватизм, за пренебрежение правами женщин и геев, за весьма спорную политику в вопросах контрацепции. В центре Берлина в четверг собралось около 9 тысяч человек, несогласных с «силой догм». Список претензий к Папе Римскому велик и растет буквально на глазах.

Его «историческое выступление» в бундестаге политики самого разного окраса сочли «большим разочарованием». Бенедикт XVI, скорее, священнодействовал, нежели общался с парламентариями; он, скорее, вещал, нежели отвечал на вопросы, самые неудобные из них попросту оставив без ответа. Если до его выступления в бундестаге более 80% опрошенных каналом N-TV немцев считали его встречу с депутатами необходимой, то после встречи эту точку зрения разделяло менее 60%.

«В своей речи он не говорил о финансовом кризисе, о проблемах разведенных католиков, о целибате, о случаях злоупотребления, о гомосексуальности, о роли женщины в церкви... Он говорил о Боге», — формулирует суть претензий телеканал N-TV.

То, что кризис веры в Германии очень глубок, подтверждают официальные цифры: в прошлом году на волне сексуальных скандалов в католических школах-интернатах эту конфессию покинуло более 180 тысяч человек. Похоже, не таким уж неразумным оказалось решение либерального парламентского крыла, попросту бойкотировавшего появление в рейхстаге представителя церкви (во время речи Папы Римского пустовало две трети кресел, принадлежащих партии левых).

Если не видеть в Йозефе Ратцингере Святого Отца, то можно, наверное, и вообще его не видеть. Судя по всему, немцы не совсем понимают, какую из многочисленных ипостасей Бенедикта XVI считать главной: список его «должностных обязанностей» велик и смутен, а прошлое как далеко, так и близко. С канцлером Ангелой Меркель он обсуждал долговой европейский кризис, а на берлинском стадионе говорил о многообразии и многоликости церкви, где есть «и плохая, и хорошая рыба, и пшеница, и сорняки». Он и земляк, и глава иностранного государства; он и католический символ, и бывший глава жутковатой инквизиции; он и на земле, но, вроде бы, и почти на небе; он и собеседник, однако обращается, главным образом, к Богу.

Оценки его деятельности на посту главы государства необычайно резки для немецкой прессы, в отличие, например, от британцев, избегающих чрезмерного радикализма. В первый день визита Папы Римского газета Tageszeitung разместила на титульной странице карикатуру на понтифика, сравнив его с героем «Звездных войн». Это можно счесть следствием разочарования — шесть лет назад, после избрания Йозефа Ратцингера Папой Римским, немцы возлагали на него очень большие надежды.

Сейчас что бы ни сделал, что бы ни сказал Папа Римский, немцы хвалят с той же силой, с какой и ругают. Если одни восхищаются пышностью и размахом, с которыми Германия принимает Бенедикта XVI, то другие напоминают, что на встречу своего лидера немецкая католическая церковь потратила 30 млн евро, а на компенсации жертвам скандалов с участием католических священников-педофилов— всего 2 млн евро.

Где есть место эйфории, находится место и для коммерции. Папу Римского принимают, как суперзвезду, все, чего касалась его рука, моментально увеличивается в цене. Говорят, что даже скамейки, на которых сидели участники богослужения на стадионе «Олимпия» в Берлине, будут распроданы. Рассказывая о многотысячной толпе католиков, которые стекаются на встречи с понтификом, немецкие комментаторы то и дело сбиваются на тон, в котором описывают визиты поп-звезд: истовых верующих именуют «фанатами», а сувениры, которые продаются в память об «историческом визите», — «фанатской атрибутикой». Папа Римский разве что не танцует, а жаль.

Потомков торговцев индульгенциями «священная коммерция» не особенно смущает. «Зарезервируйте себе кусок истории», — призывало на сайте papstbank.de епископство Фрайбурга, где в выходные Папа Римский планирует провести мессу. Пять тысяч скамеек, которые будут выставлены во время богослужения, далее будут распроданы по 410 евро за штуку. На сайте, именующем себя «Официальным магазином визита Папы 2011 года», можно приобрести памятный значок за 5,95 евро, свечи по 4,95 евро, набор флажков с позолоченной медалью за 134,90 евро. К оплате принимаются карты Visa и Mastercard.

«В своей сколь краткой, столь сухой академично-философской речи в бундестаге Бенедикт XVI проигнорировал все вопросы своих противников, — подводит промежуточные итоги визита Папы Римского газета Frankfurter Neue Presse. — Не пересекая границы между религией и государством, он отказался отвечать и на другие политические вопросы, которые волнуют страну и мир. В ближайшие дни ему нужно будет найти другие слова, которые могут дойти до людей. Католики Германии разрываются между
консервативными клириками и реформаторами в их тщетных попытках
обновления церкви».

На официальном уровне между главой Ватикана и руководством ФРГ царит полное взаимопонимание: беседы предсказуемы, выводы — заранее известны. Встречаясь с канцлером Ангелой Меркель, Папа Римский не обсуждал гомосексуальность вице-канцлера Гидо Вестервелле, а, общаясь с бундеспрезидентом Кристианом Вульфом, едва ли интересовался здоровьем его детей от двух браков. В этом умиротворении можно разглядеть и признание различия между интересами церкви и государства.

Кризис церкви — это одно, а кризис государства — другое, заметил немецкий автор Петер Зевальд, написавший книгу по следам своих интервью с Бенедиктом XVI. «Призрачный мир финансовых рынков, современность, утрачивающая ценностные масштабы, экологические катастрофы, болезненное ускорение жизни, интернет-вселенная... это важные моменты, о которых глава 1,2 млрд католиков мог бы сказать свое слово. Но Папа Римский Бенедикт XVI едва ли признает существование этих тем — он слишком озабочен пошатнувшимися делами церкви и ее очищением», — резюмирует журнал Spiegel.

Какими бы жаркими ни были дебаты противников и сторонников Бенедикта XVI, какими бы весомыми ни были аргументы этих двух враждующих лагерей, договориться им, похоже, едва ли удастся. «Вот гора, вот поле, вот дом, — попытался разъяснить мне суть споров один религиовед из франкфуртского университета. — Так вот, Бог — это икс. Если для атеиста есть гора, поле и дом, то для верующего – гора плюс икс, поле плюс икс, дом плюс икс». Если для атеиста роса — это только роса, то для верующего эта роса — непременно божья.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию