Штурман разбившегося Ту-134 был нетрезв
Лента новостей
Причиной катастрофы Ту-134 под Петрозаводском в июне этого года стала ошибка экипажа. В крови штурмана самолета найден алкоголь. Таковы результаты трехмесячного расследования, представленные Межгосударственным авиационным комитетом (МАК)
МАК в понедельник, 19 сентября, представил результаты расследования обстоятельств июньской катастрофы Ту-134 под Петрозаводском. Эксперты комитета пришли к выводу, что непосредственной причиной крушения авиалайнера стало непринятие пилотами решения об уходе на второй круг. Кроме того, в документе говорится о легкой степени опьянения штурмана воздушного судна, что тоже могло оказать влияние на действия экипажа.
Напомним, самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», выполнявший рейс из Москвы, разбился в ночь с 20 на 21 июня при заходе на посадку недалеко от аэропорта столицы Карелии. Всего на борту лайнера находились 52 человека — 43 пассажира и девять членов экипажа. В результате катастрофы 44 человека погибли на месте крушения, еще трое впоследствии скончались в медицинских учреждениях. Пятеро выживших получили серьезные ранения. Среди основных версий причин катастрофы следствием назывались человеческий фактор и неудовлетворительные метеоусловия.
В сообщении МАК, опубликованном сегодня, уточняется, что при выполнении захода на посадку в условиях «хуже метеорологических минимумов аэродрома» экипаж не принял решения об уходе на второй круг, а самолет снизился «ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами». Эти факторы привели к столкновению Ту-134 «с деревьями и землей в управляемом полете».
Как следует из документа, одной из причин крушения стал неточный прогноз погоды на время полета, а также несоответствие переданных экипажу за 30 и за 10 минут до посадки данных о погоде на аэродроме Петрозаводск.
Кроме того, экипаж не использовал некоторые приборы комплексного контроля положения судна на предпосадочной прямой. В МАКе отмечают, что важную роль сыграла и несогласованность действий членов экипажа. Эксперты выяснили, что командир самолета выполнял указания штурмана Амана Атаева, который проявлял «повышенную активность» из-за «легкой степени алкогольного опьянения». Второй пилот при этом фактически устранился от управления лайнером «на конечном этапе аварийного полета».
«В крови штурмана установлено наличие 0,81% этилового спирта, что соответствует при жизни легкой степени алкогольного опьянения. Время употребления алкоголя (до прохождения предполетного медицинского осмотра или после) из представленных медицинских материалов установить не представляется возможным. Однако на основании записей в журнале медицинского осмотра можно предположить, что предполетный медосмотр проведен формально: у всех членов экипажа (включая бортпроводников) зафиксирован одинаковый пульс — 72-74 удара в минуту», — говорится в отчете МАК.
Между тем, по оценке судмедэкспертов, доза 0,81% этилового спирта в крови сопоставима с выпитыми на голодный желудок примерно 150-200 граммами водки. Летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев в передаче «Специальный корреспондент» прокомментировал заявление о том, что Атаев действительно находился в состоянии алкогольного опьянения следующим образом: «Он дошел до трапа, поднялся, достал бутылку водки, выпил 100 грамм — и кто его проверит?».
Вице-президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков рассказал BFM.ru, что версия о том, что штурман был пьян, кажется ему маловероятной. «В России, конечно, можно любые комиссии, экспертизы обойти при желании. Но, как правило, инциденты, связанные с употреблением крепких напитков, заканчиваются на земле. Да, были случаи, когда перед полетом задерживали членов экипажей, и у нас, и за границей. Да и к тому же, кто управляет самолетом? Пилот. А штурман отвечает за местоположение самолета, навигационные вопросы. Он не держит штурвал», — пояснил эксперт свою точку зрения.
При этом Аптуков называет формулировку МАК довольно странной: «Фраза «формальный медосмотр» в отчете, говорит о том, что доктор к медосмотру отнесся ненадлежащим образом», — считает он.
Согласно действующему законодательству, пилотов, находящихся в нетрезвом состоянии за штурвалом либо уклоняющихся от медицинского освидетельствования перед полетом, могут лишить права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
Так, 11 октября 2009 года у пилота российской авиакомпании «Сибирь» во время прохождения контроля во Франкфурте были обнаружены 0,5 промилле алкоголя в крови, и ему пришлось лететь в Москву пассажиром.
Однако мы никогда не узнаем, сколько пилотов было наказано за нарушение этой нормы закона. Но известно, сколько человеческих жизней унесла их преступная беспечность.
Летом 2009 года комиссия МАК назвала причины катастрофы самолета Boeing 737-500 компании «Аэрофлот-Норд», который разбился в Перми в сентябре 2008 года. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту — 88 человек. Следствие пришло к выводу, что катастрофа произошла из-за потери командиром самолета Родионом Медведевым ориентации в пространстве. В крови погибшего пилота эксперты обнаружили алкоголь, а одна из пассажирок послала знакомым sms, в котором говорилось, что Медведев разговаривал как «совершенно пьяный человек».
Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, тем не менее, считает, что «пьянство пилотов сильно преувеличено в массовом сознании». «Такое представление является одним из видов аэрофобии, — говорит он. — А на деле пилотов, которые приняли стопочку для веселья и садятся за штурвал, почти не встречается. Пилоты дорожат своей работой, по крайней мере, в российских компаниях». Но и он уверен, что закон должен быть более жестким.